Понятие "педагогические технологии" пробивалось в педагогическую науку несколько десятилетий. С внедрением техники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая ее поначалу именно с ТСО. В России расширили понятие "технология обучения" до термина "педагогические технологии", понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.
Само слово "технология" (от греч. "техне" — искусство, ремесло, наука, + "логос" — понятие, учение) означает
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1. Научным : педагогические технологии – часть педагогической науки, занимающаяся изучением и разработкой целей, содержания и методов обучения и проектированием педагогических процессов.
2. Процессуально-описательным: описание процесса, совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
3. Процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и в качестве реального процесса обучения.
Требования к пед. технологиям:
-Концептуальность.
-Системность (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью).
-Управляемость (предполагает возможность планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов).
- Эффективность (педагогические технологии должны быть эффективными по результатам, оптимальными по затратам, гарантировать достижения определенного стандарта обучения).
-Воспроизводимость (предполагает повторения педагогических технологий в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами).
Классификация педагогических технологий.
общепедагогические
По уровню применения: частнопредметные
локальные, модульные
материалистические и идеалистические
диалектические и метафизические
По философской основе: научные и религиозные
гуманистические и антигуманные
По ведущему фактору психического развития:
биогенные социогенные психогенные идеалистские
По характеру содержания и структуры:
Обучающие светские общеобразовательные гуманистические монотехнологии, и воспитательные и религиозные и профессиональные и технократические политехнологии, проникающие технологии
По типу управления познавательной деятельностью:
классическое обучение система обучение система компьютерное программное лекционное с помощью «консуль- по книге малых обучение обучение обучение ТСО тант» групп система
«Репетитор»
По подходу к ребенку:
авторитарные дидакто- личностно- гуманно- технологии эзотерические технологии центрические ориентированные личностные сотрудничества
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.