Лекция 3.
Природа и культура
1.Культура как инобытие природы
2.Природа как объект практически-духовного освоения
3.Природа как предмет теоретической рефлексии
1.Культура как инобытие природы.
Антитеза природы и культуры является исходной во взаимоотношениях природы и культуры. Исторически – потому что культура формируется в результате преобразования природы. Логически - потому что выявление специфики культуры начинается с осознания противоположности культуры и натуры.
Человек отделяется от природы, когда начинает подчинять ее объекты собственным потребностям. Это становится возможным лишь при условии, что человек использует такие потенции, которые в природе скрыты и не проявляются в естественном состоянии. Так, ручное рубило в принципе не отличается от камней, которые созданы природой. Но каменный топор никогда и ни при каких условиях не может возникнуть сам собой. В каменном топоре соединены особым образом такие черты и такие предметы, которые в естественном состоянии всегда существуют разделенными в пространстве и во времени. В каменном топоре воплощена цель человека, следовательно, он имеет иной способ существования, чем предметы девственной природы. Природные предметы существуют в одной реальности – той, что подчиняется естественным физико-химическим и биологическим законам, предметы культуры существуют одновременно в двух измерениях: природном и социальном. Важно видеть то, что социальное бытие культурного предмета не отменяет его натурального бытия. Социальное бытие надстраивается над натуральным. Культура есть бытие сверхприродное, но существующее на природной основе и благодаря этой основе. Тем самым в культуре натура находит свое продолжение и развитие. Природа раскрывает богатство своих возможностей благодаря человеку, человек оказывается как бы орудием реализации природных потенций.
Преобразованные культурой предметы сами становятся объектом преобразования, эти вновь возникшие предметы снова преобразуются, и так без конца. В итоге по мере существования человека происходит все большее отдаление культуры от натуры. Этот процесс неостановим. Он идет и вширь, и вглубь. Вширь – вовлекая все новые и новые объекты, вплоть до ближнего космоса. (Ноосфера). Вглубь – осваивая все более глубокие уровни организации материи. Топор - результат механической обработки камня, которая повсеместно существует и в природе. Искусственное использование огня – вовлечение в дело химического процесса, имеющего место в природе. Но уже изобретение пороха и мыла меняет ситуацию. Порох – результат неорганического синтеза; такой процесс в природе не встречается. Мыло – результат органического синтеза; его тоже нет в природе. Человек поставил себе на службу химические процессы, породив гигантское количество веществ, которые в природе отсутствуют. Атомный реактор и атомная бомба – следующая ступень. Доместикация – овладение биологической формой движения материи. Генная инженерия – последнее достижение. Гигантские перспективы и колоссальные опасности.
В целом культура вытесняет натуру и угрожает самому существованию последней.
2.Природа как предмет практически-духовного освоения.
Практически-духовное освоение природы – результат ее практического освоения. Человек не просто обрабатывает камень и получает топор. Он одновременно вписывает топор в мир, в котором живет и действует. Всякое действие человека локально и тотально в одно и то же время. Локально – в том смысле, что он преобразует конечный фрагмент реальности, тотально – в том, что он переустраивает тем самым мир в целом. Но непосредственно тотальность действия в практике не дана. Она реализуется в осмыслении действия, в системе мифологических и религиозных представлений и действий, с ними связанных. Двойственное бытие культурного предмета порождает альтернативные тенденции в его практически-духовном освоении. Первая тенденция - преклонение перед натурой, сакрализация витального начала (палеолитические венеры, культ солнца, природных стихий, Рожаниц, фаллические культы). В греческой культуре эта тенденция представлена дионисийским началом. Вторая тенденция – преклонение перед силой человеческого разума, перед способностью человека обуздать стихийные силы природы. В греческой культуре эта тенденция связана с аполлоновским началом. Яркое воплощение – в христианстве с его культом аскезы и безусловным приматом духовного над материальным. Эти две тенденции противоборствуют, различным образом проявляясь в разные эпохи. Прогресс связан с возвышением аполлоновского начала над дионисийским.
3.Природа как предмет теоретической рефлексии.
1.Философские образы природы. Первобытный человек одухотворяет природу. Дерсу Узала: "Утки - это такой люди". Понимание отличия человека от природы приходит только с возникновением философии, т.е. с формированием теоретического мышления. При этом возникает двойственная позиция. Та часть природы, которая вовлечена в орбиту деятельности человека, трактуется с утилитарно-прагматической точки зрения как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека. Эта ценностная ориентация сохраняется до середины 20 века. Другой образ природы - возникает как результат ее понимания в качестве неизмеримо превосходящей человека силы и поэтому в качестве идеала гармонии и непреходящего совершенства. Через всю античную философию проходит трактовка природы как совершенства, как средоточия логоса. Античному мышлению свойственно обращаться к природе как к эталону организации и мерилу мудрости. Жизнь в с согласии с природой - самая благая и желанная. В христианстве природа рассматривается как воплощение материального, как "низ", где все преходяще и изменчиво; природа противопоставляется "верху", где все совершенно и неизменно. В античности идеалом было слияние с природой, в христианстве - возвышение над нею. В эпоху Возрождения происходит возврат к пониманию природы как эталону гармонии и совершенства. Впоследствии подобную же позицию занимал Руссо.
Такое отношение к природе сделало возможным возникновение опытного естествознания. Логика развития естествознания привела к идее "испытания" природы (Галилей). Природа начинает трактоваться как косная и инертная сила, которую нужно "покорить". "Мы не можем ждать милостей от природы - взять их у нее - наша задача" (Мичурин).
Возрастание могущества человека выявило уязвимость человека и неотрывность его судьбы от судьбы природы. В 20 веке возникает новое отношение к природе - как к общему дому человечества. Утилитарно-прагматическое отношение к природе сменяется социально-историческим. Вернадский: биосфера превращается в ноосферу. Подтверждается правота Маркса, который писал: "культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, <...> оставляет после себя стихию". (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.52. С.45).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.