Советская культура как звено в развитии культуры России. Место советского периода в истории России

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 9.

Советская культура как звено в развитии культуры России

1. Место советского периода в истории России.

2. Советская культура и культурное наследие.

3. Преемственность в развитии советской художественной культуры.

1.Место советского периода в истории России.

"История" – политика, опрокинутая в прошлое (Покровский). Академик во многом прав. И сейчас отношение к прошлому определяется политической ангажированностью исследователя.  Наиболее важен советский период. 1)Он близок, из него непосредственно вытекает настоящее. 2)Он отмечен наивысшими достижениями  за всю многовековую историю России.

Две позиции:  1)рассмотрение советского периода как закономерного этапа истории России. 2)подход к нему как к провалу, "выпадению из мировой цивилизации". Вторая позиция характерна для  1)почвенничества (Солженицын). 2)либералов.

Марксистская позиция: нет никакой предопределенности. Советского периода могло и не существовать. Альтернативой была гибель России.

2.Советская культура и культурное наследие.

Основная проблема России – ее культурная отсталость. Согласно  Марксу, социализм – следующая за капитализмом  формация, возникающая в результате прогресса. Когда капитализм перерастает рамки, в которых он может развиваться прогрессивно, происходит социалистическая революция, которая решает исторически назревшую задачу переход на следующую ступень развития. Следуя букве Маркса, Плеханов решил, что "не следовало браться за оружие". "Россия не смолола еще той муки, из которой можно выпечь пирог социализма". Суханов считал, что социализм в России построен быть не может, поскольку для этого нет надлежащих культурных предпосылок. Это критика революции справа. Троцкий критиковал ее слева. Он считал, что  "Революция в России  – лишь только дневка солдата на походе".   "Если для создания социализма  требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный "уровень культуры", ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы". (ПСС, Т.45, с.381). "Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство" (ПСС, Т.38. с.55).

В основе советского  проекта лежит идея Ленина о  "культурничестве". Ленин был решительным противником  сохранения культурной отсталости под видом самобытности. В то же время он был сторонником создания новой, соответствующей условиям социалистического строительства, культуры.  Цель – формирование нового человека, всесторонне развитой личности. Способ  - приобщение к культурному творчеству  широких масс.

Что брать из культуры прошлых эпох? С чем нужно бороться в процессе освоения классического наследия? 

Все то, что может помочь созиданию нового общества: боевую атеистическую литературу 18 века, гегелевскую философию. Критерий – соответствие интересам трудящихся масс.

Культуру без интеллектуалов не создашь. В условиях царской России интеллектуалы были частью господствующего  класса (в силу своей немногочисленности). (Профессор Преображенский мог иметь квартиру в восемь комнат, для  современного российского профессора это невозможно. Да и в странах  капиталистической метрополии доходы профессора принципиально не отличаются от доходов рабочего). Ленин учил, что надо привлекать на свою сторону буржуазных специалистов.

Ленину была чужда ксенофобия. Он высоко отозвался о системе Ф. Тэйлора.  Надо ею воспользоваться, отсекая ее нацеленность на выжимание пота. "Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма" (ПСС, Т.36, с.390). (А мы проспали НТР).

Леваки выступали против "классово враждебной пролетариату буржуазной науки", говорили, что "все буржуазное искусство является чуждым пролетариату продуктом эксплуататорского строя".

Мы во власти тяжелого, страстного хмеля,

Пусть кричат нам:   "Вы -  грубые гунны, вы – враги красоты".

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Музеи разрушим, растопчем искусства цветы.

(Кириллов)

3. Преемственность  в развитии советской художественной культуры

Преемственность в этой области сложнее преемственности в других

Похожие материалы

Информация о работе