Культура и общественное развитие. Проблема социальной трансформации культуры

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 7. Культура и общественное развитие

1.Способы включения культуры в общественно-исторический процесс.

2.Проблема социальной трансформации культуры.

3.Модификации социального процесса под влиянием культуры.

Существование, функционирование и развитие культуры детерминировано  материальными условиями общественной жизни, ее общими социальными закономерностями. Этот аспект проблемы детерминации характеризует движение в направлении от социального к культурному. Но существует и  другой аспект детерминации -  влияние культуры на социальную жизнь. Таким образом, необходимо проанализировать, каким образом культура включается в процесс общественного развития.

Если мы связываем культуру с развитием человека и видим в культуре субъектно-личностный аспект общественного развития, то главное в воздействии культуры на исторический процесс состоит в том, что она формирует и характеризует человека как деятельностного субъекта общественного развития. "В культуре человек представлен не как творимое, а как творящее существо" –  В.М. Межуев. (Культура и история, с.60).   

1.Способы включения культуры в общественно-исторический процесс.

Культура включается в общественно-исторический процесс многообразными способами и формами.

1.Она приобретает социальное влияние прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая "в силу общественного  характера предполагает организацию совместной деятельности, а  следовательно   регулирование ее определенными правилами, аккумулированными в традициях, нормах, знаковых и символических системах и т.п. – Н. С. Злобин. (Культура и общественный прогресс, с. 129).  Все это – явления и порождения культуры, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность индивида и через которую сами общественные отношения приобретают для него определенный личностный смысл и ориентирующее значение. Маркс писал о "традициях всех мертвых поколений,  которые тяготеют, как кошмар над умами живых".

2.Культура  выполняет функцию передачи опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности в истории. Благодаря этому культура выступает как предпосылка любой человеческой деятельности, как форма "надбиологического наследования" (М.С. Каган). Культура дает человечеству  возможность  не только сохранять и передавать от поколения к поколению  свои достижения, но и умножать их.

2.Проблема социальной трансформации культуры.

В плане  рассматриваемой темы  интерес представляет не вопрос о механизме культурного творчества, а вопрос о том, каким образом творческая деятельность, ее результаты  включаются в культуру, обогащаются и функционируют в ней. Как они обогащают историю человечества, которая имеет свою логику, не совпадающую с логикой развития культуры?

Люди, изменяя внешние условия, одновременно изменятся сами.  Результаты  воздействия на внешние условия никогда не совпадают с желаемыми. Расхождение – большее или меньшее – имеет место всегда. (Что же касается самоизменения человека, то оно происходит  вообще без всякого желания и даже не  замечается  субъектами исторического действия). Это означает, что не все, что порождает культура, входит в общественную жизнь, т.е. приобретает социальное значение. Общество как бы осуществляет здесь определенный "социальный отбор", давая "путевку в жизнь" тем продуктам творчества, которые отвечают определенным общественным потребностям.  Пример – машина Ползунова; она не стала фактором прогресса производительных сил, т.к. для России 18 века паровая машина была не нужна.  Следовательно, процесс включения культурных новшеств в жизнь  есть реальная проблема. Ее можно было бы обозначить как проблему социальной трансформации культуры.

Наиболее отчетливо проблема социальной трансформации культуры видна на примере такой ее сферы, как наука.

Наука есть система развивающегося знания. Она есть продукт творческой деятельности человека, воплощение его сущностных сил.

Первым этапом социальной трансформации нового знания является процесс его принятия научным сообществом, которое одно компетентно решать вопрос  о том, можно ли придать знанию статус научного. Процесс этот проходит по-разному и далеко не всегда легко и безболезненно, ибо в ученой среде существует и консерватизм, препятствующий принятию новых взглядов и идей. Чем взгляды революционней, тем больше сопротивление. Новое знание должно пройти через целый ряд фильтров. Строгость необходима, консерватизм оправдан. Науке противопоказаны  идеи, размывающие ее фундаментальные принципы.

Похожие материалы

Информация о работе