Культура и общественное развитие. Проблема социальной трансформации культуры, страница 2

Когда новое знание вошло в науку, то это еще не значит, что оно стало фактом социальной жизни. Дальнейший шаг в его социальной трансформации связан с его воздействием на другие сферы общественной жизни. Превращение науки в непосредственную производительную силу – это и есть социальная характеристика процесса "онаучивания" технологии производства, превращения ее в процесс, организованный на основе науки. Новое знание трансформируется на новую технику и технологию. Орудие, машина, инструмент прибор и иные технические средства представляют собой предметы материальной культуры, и их создание (не тиражирование) есть творческий процесс, культуротворческая деятельность. Техническое творчество в большинстве случаев является одновременно и практическим использованием  научного знания, что для последнего составляет новый дальнейший шаг в его социальной трансформации. Как для нового научного знания стоит проблема включения его в систему науки, так и для изобретенной и сконструированной техники существует вопрос включения его в действующую систему производства или преобразования последнего на его основе (внедрение). Став элементом действующей  производительной силы общества, техника в единстве с другими элементами, становится значимой для общества. Заключенное в ней знание тоже приобретает определенную социальную значимость, т.е. осуществляется еще один шаг на пути ее социальной трансформации. Но это еще не конец, а только одно из звеньев в дальнейшей социальной трансформации: меняется среда обитания, меняется человек.

Не всегда социальная трансформация может иметь гуманистическую направленность, возможно и антигуманное использование достижений науки.

Процесс социальной трансформации культуры означает, следовательно, включение в историческое развитие нового. Последнее, став в виде знания, техники,  системы норм и т.д. фактом социальной жизни, создает новые возможности для деятельности человека, выдвигает новые проблемы и тем самым открывает перспективы для его для его дальнейшего движения. Если же в культуре преобладает традиция, то это может привести к застойным явлениям в развитии социальной жизни, к замедлению его темпов.

3.Модификации социального процесса под влиянием культуры.

Социальный процесс модифицируется под влиянием культуры.  Об этом свидетельствует классическое исследование М. Вебера о процессе возникновения капитализма. В свете современных представлений Вебер ошибался. Однако несомненно то, что влияние культуры на становление капитализма -  реальный факт. И западный капитализм  сильно отличается от восточного (иранского, китайского).

Развитие культуры не совпадает с развитием общественных формаций. И это объясняется тем, что достижения культуры в периоды такого перехода не исчезают, а наследуются. Выработанные человечеством в ходе его историко-культурного развития формы деятельности, мышления, видения мира и т.д. служат его дальнейшему развитию. Кроме того, хотя экономика детерминирует культуру, последняя отражает и несет в себе особенности бытия той или иной социально-исторической или этнической общности в их взаимосвязи с природной и социальной средой, во взаимодействии с другими культурами и т.д.

В  свою очередь особенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии. Культурные различия между народами одним из источников многообразия исторического процесса, придают ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. И в этом отношении культуры равны между собой.

Экспансия капитала привела к разрушению устоев традиционных культур. Обесценилось то, что прежде составляло предмет гордости.  Народы капиталистической периферии оказались в большинстве своем неспособны к усвоению современной научно-технической культуры, что  ведет к еще большему их отставанию от капиталистической метрополии. Противостоять этому оказались в состоянии только мощные  культурные системы, имеющие тысячелетнюю традицию: Иран, Китай, Индия.

Влияние разнообразия культур на социальное развитие связано с тем, что каждая культура формирует определенный тип человека с его специфическим восприятием и видением мира, что сказывается на характере и способе его деятельности, мышления, поведения в обществе, общения с другими людьми и т.д. Взаимовлияние культурного и социального аспектов означает также, что культура не только детерминируется  социальными факторами, но и противостоит им, сопротивляется социальному влиянию, особенно тогда, когда социальные отношения отчуждаются от человека и противостоят ему как господствующая над ним сила. Такая социальная ситуация порождает и процессы деформации культуры в той мере, в какой она отходит от своего исторического назначения – служить развитию личности.