Лекция 6.
Классическая наука в системе культуры
1.Формирование классической науки и ее основные принципы
2.Классическая наука и культура
1. Формирование классической науки и ее основные принципы
В XVII веке наука столкнулась с культурно-историческими барьерами в своем развитии. Многие идеи механики были почерпнуты из трудов Эпикура и Демокрита, но оба этих мыслителя были неприемлемы для религиозно мыслящего человека. Атомисты отрицали бессмертие души, утверждали ее материальность, руководствовались индивидуалистической этикой. С помощью атомистической физики было невозможно объяснить основные христианские таинства, в первую, очередь, таинство евхаристии. Атомизм не признавал аристотелевско-схоластическую трактовку телесности, он сводил сущность материи к чисто количественной определенности. Католический священник Пьер Гассенди, чтобы избежать поповских посягательств, излагает атомизм отстраненно, как концепцию Демокрита. Декарт придумал другой ход: он утверждает, что его механический мир гипотетичен. В протестантских странах евхаристию не очень чтили, но и здесь пришлось долго доказывать совместимость атомистической теории с религией. Придумали вот что: католически-схоластическая концепция материи ведет к языческому идолопоклонству, а вот механистическое понимание материи как чего-то целиком пассивного и инертного служит прочной основой христианского мировоззрения, ибо доказывает необходимость активного начала, т.е. бога. Бойль добился того, что его аргументы были включены в свод 39 статей церкви Англии, что придало его концепции респектабельность. Англия стала классической страной разработки механической картины мира.
Этический индивидуализм и естественнонаучный атомизм воспринимались в XVII – начале XVIII вв. как различные аспекты единого мироощущения. Ньютоновская атомистическая картина мира с царящим в нем законом тяготения воспринималась основоположниками классической политэкономии как объективно-природное основание экономических учений. Адам Смит рассматривал частнопредпринимательский интерес в качестве моральной гравитации.
Методологическая революция.
10 ноября 1619 года у Декарта было озарение. Он увидел в математике образец для всех других наук. На основе этой идеи он стал продумывать идею общего аналитического метода. Он должен был давать возможность рассматривать все проблемы унифицированно, вне зависимости от их конкретного содержания. Это требовало сведения всех качественных различий к количественным. Так задавался идеал так называемых классических наук на два века вперед.
Бэкон развивал методологию опытных, так называемых бэконианских наук. Они с самого начала были ориентированы на практическую полезность (плодоносность). После смерти Ньютона Британия не дала ни одного математика мировой величины, но зато дала плеяду блестящих экспериментаторов (Роберт Бойль, Роберт Гук, Джозеф Пристли). На континенте развивалась математика в трудах Якоба Бернулли, Леонарда Эйлера, Жозефа Луи Лагранжа, Карла Фридриха Гаусса). Физика сделалась экспериментальной менее чем за столетие.
Сообщество ученых-естествоиспытателей распадалось на «классиков» и «эмпириков».
Отцом экспериментального естествознания является Галилей. Именно он первым применил телескоп.
Фундаментальные идеи: однородность пространства (Галилей), однородность вещества (Декарт), однородность времени (Лейбниц).
Стремление к постижению бытия стали сводить к методологии познания, системе точных и простых правил. Правила эти ориентировались на раскрытие и описание управляющих природным миром механико-математических законов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.