ству, ликвидирована разноголосица печати, и каждое ведомство получило один орган, ликвидирована свобода творческой деятельности, каждый художник получил единственного оценщика и судью своего творчества — Союз художников, Союз писателей, Союз композиторов с их генералами и комиссарами.
Затем следуют унылые страницы досуга: 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е годы. И они имели свои плюсы: служение фронту, развитие самодеятельного художественного творчества по конъюнктурным соображениям руководителей и власти, было много низовых работников, служивших людям. Но в основе все это около привычных форм современного досуга, поэтому завершу свои очерки социализированных форм досуга на рубеже 20—30-х годов. Педагоги по народному художественному творчеству и любительским объединениям, массовым формам досуга и информационно-образовательной деятельности — основным методикам КДД — прекрасно восполнили обстановку на рубеже 30-х годов, оперируя в своих методиках и практических занятиях материалами опыта досуга последних десятилетий.
Итак, социализированный досуг был, есть и будет важным компонентом образа жизни, значение которого возрастает. Суждения о его перспективах изложены нами в коллективной монографии "Педагогические ресурсы досуга" (Казань, 1996).
Назову основные позиции этой работы, относящиеся к теме социализированных форм досуга:
1. Возрастание роли досуга в совокупности основных жизненных ценностей для населения индустриальных стран запада.
2. Обострение проблематики культурной ценности досуга, в частности детско-подросткового и молодежного досуга в нашем Отечестве, а следовательно, и необходимости новых организационных, экономических и педагогических решений в этом деле.
3. Наличие неосвоенных или плохо освоенных, но перспективных сфер досуга: туризм, спорт, спортивно-техническое творчество, информационно-образовательная деятельность.
125
4. Необходимость совершенствования технологии досуга как в организационном, так и в техническом его обеспечении.
5. В силу ряда обстоятельств смещение досуга в сферу места жительства, необходимость соответствующей перестройки инфраструктуры КДД, усиление семейных форм досуга и ориентации на многообразные по направленности досуговые объединения, создание условий для социального творчества.
6. Необходимость совершенствования менеджмента иего маркетингового обеспечения для некоммерческих, социально защищенных культурных программ в целях повышения их педагогической эффективности.
7. В сфере праздничного досуга организаторам очень важно найти адекватные по содержанию, символике и формам современному социально-психологическому состоянию людей средства, используя при этом богатый исторический опыт и национальные культурные традиции, неабсолютизируя их, чтобы народный праздник соответствовал своему определению. Одновременно не следует принимать за народные праздники, навязываемые сверху, служащие поводом для самоутверждения правящих кругов. Гуляния и развлечения для народа, устраиваемые верхами, правомерны, но нам надо творить народный праздник, героем которого и главным действующим лицом является народ.
Эти темы и проблемы социализированных форм досуга заслуживают стать предметом студенческой научно-исследовательской работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.