3. Инсценированный доклад. Материал доклада распределяется на несколько эпизодов — сцен, которые готовят участники кружка, а ведущий комментирует происходящее. При этом используются средства иллюстрации (диапозитивы, плакаты, рупоры, хор, кино, коллективная декламация и т.п.).
Особняком стоит инсценированный клубный отчет. Это вполне связное тематическое действо, в котором себя показывают все клубные коллективы: хор, оркестр, танцоры, театральный кружок, акробаты и т.д.
4. Массовые инсценировки и сценические игры. Об участии в них клубов уже сказано, но некоторые клубы сами организовали подобного рода действия, меньшие, конечно, по масштабам, чем столичные, но сходные по языку и форме.
Избирается близкое людям событие, все клубные кружки получают роли, стремятся вовлечь людей в действие. В сценических играх публике отводится роль участников действия: то они пугачевские повстанцы, то родственники декабристов и т.п.
Такими были клубные забавы в 20-х годах, когда еще сохранялись крохи вольности и самодеятельности. А.Лу-
121
начарский видел в массовых действах, Синей блузе и ТРАМах ростки нового театра. Вот что он писал: "...Чтобы клубы пользовались инсценировкой как особым, очень мощным голосом пропаганды... Это должен быть не суррогат театра, а живой плакат, живая газета. Здесь клубная театральная деятельность приобретает чрезвычайно важный характер. Не говоря о том, что она чрезвычайно занимательно и увлекательно передает публике определенный агитационный материал, она... может служить огромной лабораторией, в которой реально вырабатываются новые театральные формы" {Луначарский А. В. О театре и драматургии. - М., 1958. - Т.1. - С.488).
Впрочем, живописно и методически детально деятельность клубов в 20-е годы представлена в работах тех лет {Вепринский М.О. Художественная работа в клубе. — Л., 1926, смотрите по каталогу и другие его работы). Видными авторами той поры были В.Плетнев (руководитель Пролеткульта после А.Богданова), Г.Авлов, Н.Львов, А.Петров, И.Блинков, А.Гайворовский, М.Петровский, М.Растопчина, И.Ребельский, Ф.Сенюшкин, Е.Херсонская, К.Корнилов.
По мнению Н.Крупской, 20-е годы были самыми интересными с точки зрения творчества и поиска форм. Справедливости ради надо сказать, что многие деятели досуга той поры были искренни в своих намерениях. Примитив художественных представлений был их шагом навстречу народу.
Клубные вечера, самая распространенная форма незрелищного досуга 20-х годов, опирались на народные традиции вечеринок с их играми и танцами, но организаторы-профессионалы внесли в них элементы просветительные: встречи с интересными людьми, литераторами, музыкантами, показательные танцы, элементы бала. Получили развитие тематические вечера, где познавательный компонент был главным, хотя занимательность осталась одним из основных моментов их методики. Полагаю, что методика занимательной популяризации знаний, донесения полезной информации, лежащая в основе тематического вечера, не исчерпала своей актуальности. Клубные викторины, шарады были честными и добрыми
122
предками современных телеигр ("Поле чудес", "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?"). Вполне жизнеспособна и форма устного журнала, наследующая традиции живой газеты и живого журнала. Для этого решающим является профессиональный уровень организатора. Считаю важным отметить развитие справочно-информационной работы досуговых учреждений. В 20-е годы она стала ответом на потребность людей сориентироваться в событиях жизни. Потребность такого рода велика и сегодня, при очередном крутом повороте жизни: нужны политические, правовые, психологические консультации для людей малого и среднего достатка в целях повышения культуры населения. Это наша культурная миссия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.