Досуг в 20-е годы XX. Клубные формы, страница 4

Поворотный этап жизни сделал в 20-е годы весьма популярными диспуты и дискуссии, хотя в их организации в ту пору было немало нечестных приемов и пропагандистских установок. Но...что было, то было. Люди охотно участвовали в таких формах культурно-досуговой деятельности. Особый пласт досуга — самодеятельное художественное творчество, но об этом говорится в других разделах курса.

На досуговую активность людей 20—30-х годов влияли следующие обстоятельства. Рабочие и крестьяне не были избалованы зрелищами и вообще социализированными формами досуга и охотно откликались на любое предложение. Если не удовольствие, то удивление от виденного получали. Неразвитость индивидуальной художественной среды досуга. Радио еще не пришло в каждый дом, о телевизоре и речи не было, патефон был роскошью. А поэтому люди, независимо от уровня дарований, охотно шли в кружки, студии. Знания еще высоко ценились, и послушать лектора, образованного человека, собирались без дополнительных стимулов вроде кино и танцев. С 30-х годов, когда, эксплуатируя тягу к знаниям, лекционную пропаганду подменила политическая агитка, интерес к лекциям упал. И, может быть, одним из важнейших факторов популярности социализированных форм досуга были условия быта. Из скученности рабочих казарм, общежитий и убогих жилищ люди шли во дворцы и светлые залы


123

клубов, сама обстановка которых позволяла им чувствовать себя немного значительнее.

Еще несколько замечаний об экзотике культурно-досуговой деятельности 20-х годов. Ликбезы. Во исполнение декрета правительства (1919 г.) все грамотные мобилизовались для работы на курсах по освоению основ грамоты, чтения и письма, а неграмотных весьма настойчиво заставляли обучаться. Агитпункты, агитпоезда, агитпароходы. На узловых железнодорожных станциях создавали агитпункты, где были люди, готовые устроить громкую читку и провести политбеседу, выступить на митинге. В целях идеологического завоевания провинций большевики оснащали пароход или поезд газетами, книгами, лозунгами, киноустановкой, волшебным фонарем. В агиткоманду, наряду с лекторами и агитаторами, нередко входи пи первые лица партии и правительства. Например, Н.Крупская, М.Калинин.

Кормящийся при Наркомпросе комсомол устраивал шумные культштурмы и культпоходы за развитие культуры, но, как и последующие шумные кампании комсомола в области культуры, они имели скромные результаты. Комсомол был инициатором замещения традиционных праздников и обрядов: красные свадьбы, октябрины, красные пасхи. Эти и последующие инициативы комсомола в 60-е годы (комсомольские свадьбы) не привились, идеологизированный, казенный характер таких мероприятий противоречил душевности и индивидуальности события. Но след они оставили в именах наших старших современников: Коммунэлла, Ким, Октябрина, Дазраперма, МЭЛС, Партизан, Трактор, Овминальда, Вилен и т.п.

Значительная часть досуга ушла в спорт и оборонно-спортивную деятельность — ДОСААФ, Осоавиахим и т.п., а показ художественных достижений клубных кружков (олимпиады) напоминал спартакиады: элементы гимнастики и акробатики, цирковые номера, демонстрация здорового тела и духа рабоче-крестьянской молодежи. В общем-то очень полезное направление досуга.

На рубеже 20—30-х годов произошел великий перелом: были смещены ленинские наркомы, еще "больные" идеалами большевизма, сломлен хребет трудовому крестьян124