Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности

Страницы работы

180 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Московский государственный университет

культуры и искусств

Кафедра культурно-досуговой деятельности

Научно-творческая лаборатория

"Инновационные технологии культурно-досуговой деятельности"

Инновационные

технологии обучения

культурно-досуговой деятельности

Сборник научных статей

Выпуск 5

Москва – 2004

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств

Научный редактор: А.Д. Жарков, доктор педагогических наук,

                            профессор

Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 5./ Под науч. ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ,2004.

        Данный выпуск подготовлен на основе материалов III-ей Международной научно-практической конференции "Инновационные технологии в учреждениях культурно-досугового типа", проведенной кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. В сборнике также отражены теоретические и научно-методические аспекты инновационных технологий обучения студентов вузов культуры и искусств. Материалы сборника ориентированы на внедрение в учебно-педагогическую практику новых методических приемов, обновление технологического инструментария педагогов в учебном процессе, более глубокое раскрытие творческого потенциала студентов в процессе обучения.

Сборник представляет интерес не только для преподавателей, аспирантов вузов культуры и искусств, но и для работников центров народного творчества, учебных заведений системы повышения квалификации и дополнительного образования, практиков социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

©Московский государственный

университет культуры и искусств,

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………...……………………………5

Жарков А.Д.

Подготовка специалистов на кафедре культурно-досуговой

деятельности как образовательная парадигма…………………...……..8

Мень М.А.

Культура мира как объект философского исследования…..…………...20

Панфилов С.С.

Правовой подход к регуляции культурной жизни общества…...……….41

Марусев О.Ф.

Смысл – ведущий системообразующий элемент творческого

процесса в учреждениях культуры и искусств………………….……….55

Жаркова Л.С.

Маркетинг как основа управления коммерческой деятельностью учреждений культуры…………………………………………...………...68

Корякина Г.М.

Моделирование сценического действия выразительными

средствами пластики…………..………………………………………….91

Надаховская Т.А.

Образовательная концепция высших профессиональных учебных заве-

дений как основа карьерного роста в условиях рыночных отношений….101

Багрова Е.П.

Теоретические и методические основы преподавания

сценической речи в вузах культуры и искусств………………….…..…….115

Коньков М.А.

Реклама и маркетинг в учреждениях культуры и искусств.……………..127

Жаркова А.А.

Молодёжные субкультуры как объект философского исследования…...138

Евграфова А.А.

Функции современных государственных праздников……………………..147

Митричев В.Н.

Современное состояние и методы развития детского

дополнительного образования……….……………………………………..155

Живейнова Ю.А.

Историко-педагогические аспекты гуманитарно-

культурологического образования в вузах культуры и искусств………...166

Кодиров Ф.С.

Сохранение и развитие народного прикладного творчества

в современных социально-культурных условиях……………………….….175

Введение

В структуре современного образования, базирующегося на поисках новых путей развития, выделяются такие его основные подсистемы, как теоретико-методологическая, управленческая и технологическая. Принципиальное отличие современной системы высшего образования от традиционной заключается  в специфике ее технологической подсистемы.

Технологический процесс обучающихся в классическом образовании опирается в основном на обучение педагог – студент и печатные материалы. В настоящее время в образовательном процессе используется богатый арсенал новых технологий обучения и авторских методик.

В данном сборнике обобщается опыт работы педагогов кафедры культурно-досуговой деятельности и специалистов других кафедр, имеющих научные разработки или уже завершённые педагогические технологии и авторские методики, применяемые в процессе вузовской подготовки специалистов. Использование новых педагогических технологий в учебном процессе ведет к радикальным изменениям не только в одной подсистеме образования – технологической, но и в других его подсистемах: теоретико-методологической и управленческой.

О педагогической технологии «как о систематическом и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса»[1] в вузах культуры и искусств написано много.

Педагогические технологии на кафедре культурно-досуговой деятельности направлены на повышение содержательного потенциала образования, а ее четкая прикладная направленность позволяет педагогам значительно эффективнее повысить качество подготовки специалистов.

Под технологией обучения на кафедре культурно-досуговой деятельности понимается научно обоснованная система получения знаний о методиках и приемах научения и практического использования выразительных средств, направленных на формирование духовного мира личности будущего специалиста.

Рассматривая «педагогическую технологию» как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, как взаимодействие с материально-технической базой, основывающийся на их взаимопроникновении, следует подчеркнуть огромный пласт еще не исследованных возможностей учебно-воспитательного процесса на кафедре культурно-досуговой деятельности.

Понятие «педагогическая технология» включает актуальность темы, наличие четко определенных целей, обеспечение научности, информативности, убедительности, доступности, такта и доброжелательного тона, эмоционального воздействия на студентов, их активности во время занятий и во внеучебное время.

Педагогические технологии позволяют совершенствовать творческую часть учебного процесса усвоения системы знаний и способов развития творческих начал у студентов соответствующих квалификаций "Постановщик культурно-досуговых программ".

На основе новых педагогических технологий обучения на кафедре было открыто много новых методик, которые осуществляются через совокупность конкретных приёмов в дисциплинах специального цикла.

Процесс создания новых технологий обучения состоит из двух основных этапов: на первом — осуществляется постановка педагогом теоретического или практического задания, содержащего проблему и создающего условия для творческого поиска; на втором – в зависимости от ситуации идёт поиск неизвестного в поставленной задаче или задании, посредством активной самостоятельной интеллектуально-практической деятельности студентов. При этом и психическое состояние, и характер деятельности студентов в условиях новой педагогической технологии совсем иные, чем при решении задач государственного стандарта. Все вышеизложенные положения характерны для подготовки специалистов на всех специализациях кафедры: продюсирование и постановка художественно-публицистических программ, технология индустрии досуга, анимация и постановка зарубежных туристических программ, технология и постановка шоу-программ и организация традиционных форм досуга.

А.Д. Жарков

заведующий кафедрой

культурно-досуговой деятельности

МГУКИ, доктор педагогических наук,

профессор

Подготовка специалистов

на кафедре культурно-досуговой деятельности как

образовательная парадигма

Сфера свободного времени – самая сложная для личности. Именно здесь существует такое количество проблем, которое общество не может решить сразу. В сфере профессиональной деятельности личность чувствует себя значительно уверенней, ибо в той или иной форме она обучалась своей профессии. На основной работе личность временно отвлекается от повседневных забот.

Но сфера свободного времени напрямую связана с бытом, семьей, общественным и личным транспортом, жилищными условиями и т.д. Здесь личность чувствует себя не столь уверенно, ибо приходится повседневно решать все новые и новые проблемы, которые порой давят на человека огромным грузом. Причем при решении любого вопроса на личность огромное влияние оказывает целый комплекс как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам автор статьи относит: наличие жилья, работы, способной обеспечить нормальную жизнь семье, состояние социально-культурной среды, оптимальное функционирование общественного транспорта. К субъективным факторам: потребность личности в саморазвитии, самосовершенствовании, развитие потребности в культуре, мотивации к занятиям культурой на досуге.

Учитывая бытовые и транспортные проблемы и то, что личности приходится искать дополнительные заработки, время на досуг все более сокращается. Исследования показывают, что в городе Москве у детей 10-16 лет досуг составляет 1-1,5 часа, 17-25 лет – 50-60 минут, 25-35 лет – 45-60 минут, 35-45 лет – 30-45 минут, 45-60 лет – 1,5 часа. В сельской местности у всех возрастных категорий времени на досуг будет значительно больше, но там и проблем бытовых и транспортных значительно больше.

Для развития потребности личности в посещении учреждения культуры следует помнить, что "потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нём состояние устремлённости. Побуждение – это ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознаётся как средство удовлетворения потребности"[2].

Поэтому для того, что точнее представить картину потребностей населения в культуре, проследим те изменения, которые произошли в её содержании и формах.

Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни нашей страны, предопределили возникновение совершенно неповторимой социокультурной ситуации, конкретные проявления которой в свою очередь объективно влияют на процесс формирования новой инфраструктуры культурно-досуговой сферы.

Сформированная в условиях приоритета государственной сети учреждений культуры прежняя система, основной задачей которой было транслирование "на места" унифицированных культурных ценностей, жёсткое нормирование культурно-досуговой деятельности, не оправдала себя. На месте прежней системы медленно и трудно происходит становление новой. Прежде всего в связи с появлением социально-культурной сферы стало более точным название учреждения культурно-досугового типа. Это разделение существенным образом повлияло на духовную жизнь общества, заметно увеличился объём социально значимых культурных ценностей; активизировался интерес к национальным традициям и обычаям; произошла переоценка смысловых акцентов многих форм досуговой деятельности. Из функционального придатка производственной сферы досуг превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала отдельных личностей. В научной литературе разработаны различные концепции и образы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, появление которых во многом обусловлено действием механизма свободного проявления деятельности многочисленных субъектов в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. Не всегда досуговую деятельность можно считать социально-культурной или культурно-досуговой.

Возникновение на общественной арене нового многоликого, противоречивого, не поддающегося прежним методам управления культурного субъекта значительно усложнило и разнообразило современную социокультурную ситуацию. Возникла реальная возможность изменить отношения между людьми в условиях досуга. С каждым днём возрастает общественная потребность в разработке национальной идеи, способной объединить появление множества принципиально новых учреждений, предприятий, организаций социально-культурной сферы не только в смысле содержания и форм новых досуговых занятий и программ, обеспечивающих их технологий, но и в смысле нового механизма хозяйствования и управления этими предприятиями и организациями, включающего элементы частного предпринимательства, хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных и акционерных отношений, индивидуальных форм собственности, основанных на частной собственности, и многое другое.

Рыночная философия предпринимательства ставит новые задачи перед культурой досуга как наиболее возвышенной сферой деятельности личности, направленной на утверждение человеческого в личности, оказывает формирующее воздействие на культурные услуги и продукты.

Быстро развивающееся предпринимательство в культурно-досуговой сфере подчёркивает необходимость теоретического осмысления этого феномена.

Появление многочисленных организаций, фирм и компаний обусловлено постоянно возрастающим интересом как потребителей, так и предпринимателей.

Поэтому заниматься многогранной культурно-досуговой деятельностью могут только высококвалифицированные специалисты – продюсеры и постановщики, которые не только способны удовлетворять запросы, но и предвидеть их, чутко улавливать конъюнктуру рынка и деятельность конкурентов, платежеспособность потребителя.

Профессию культурно-досугового специалиста можно определить как род деятельности, где источником существования является владение искусством побуждения людей к достижению желаемых целей, получению наилучших результатов.

В настоящее время наиболее популярными формами культурно-досуговой деятельности являются: музыкальные ревю; мюзиклы; варьете, кабаре, эстрадные спектакли; концертные, игровые, конкурсные программы; ток-шоу; обряды, праздники, ритуалы, фестивали, карнавалы и др.

Развиваются и традиционные формы концертно-зрелищных программ: ревю; мюзик-холлы, кабаре, варьете (ревю-феерии).

Инновационные формы: музыкальные ринги; марафоны; презентации и т.д.

Ретро формы: музыкальные салоны, гостиные; пикники (шумные вечеринки); благотворительные концерты.

Систематические формы: шоу-парады; коктейль-вернисажи; рок-ателье; фешин-шоу; парад-аттракционы.

Сегодня в культурно-досуговой деятельности огромное многообразие форм и жанров зрелищной продукции: концертные, музыкальные, разговорные, игровые, театрализованные, цирковые, конкурсные и т.п. представления.

Благодаря телевидению всё более популярной становится "система звёзд" – рейтинги популярности исполнителей, конкурсы, ярмарки, хит-парады. Наибольшее разнообразие приобрели концерты: сборные, авторские, отчётные, юбилейные, тематические, праздничные, гала-концерты.

Шоу как форма зрелищного показа выходит на первое место по популярности за счёт лаконизма, импровизации, оригинальности, праздничности (цвет, свет, музыка, лазеры, пиротехника, полиэкран, трюки, радиоаппаратура).

Всё более явственней формируется отечественная индустрия досуга, туристические развлечения, арт-презентации, аукционы произведений искусства, ток-шоу и т.д.

Быстроменяющиеся эстетические вкусы публики реанимировали к жизни ночные клубы, театры моды, конкурсы красоты и т.п.

Однако появление ночных развлекательных комплексов, многочисленных зрелищных фирм и компаний не может удовлетворить духовные интересы и художественно-эстетические потребности людей. Следовательно, специалисты учреждений культурно-досугового типа должны учитывать потребности, знать конъюнктуру рынка и особенно тех, кто является потенциальным потребителем культурной продукции.

Потребителем культурной продукции может стать практически каждый, особенно молодой человек.

Сегодняшняя молодёжь живёт под воздействием рейв-культуры, приобретающей массовое явление и сменившей рокеров, модов, хиппи и панков. Рейв-культура – это новый способ проведения досуга молодёжи со свойственным ей стилем жизни, представлениями о любви, моде. Основу этого стиля сопоставляет танцевальная тусовка. Продолжительность танцевального марафона – с вечера до утра, иногда до полудня. Рейв может собрать на вечеринку до пяти - десяти тысяч человек. Его можно проводить где угодно: в дискотеке, клубе, спортзале, на улице и т.д.

Теория и практика подготовки специалистов для культурно-досуговой деятельности есть отражение существенных, необходимых, устойчивых и повторяющихся процессов и связей, обусловленных развитием трудовой деятельности личности. А с качественным обретением последней профессионального характера это практика утрачивает стихийность, становится рациональной как на макросоциальном (кадровая политика), так и на микросоциальном (управление персоналом) уровнях социального управления.

Тенденция профессионализации в условиях культурно-досуговой деятельности находит проявления в обществе посредством отношений населения к культуре. Изучение этих процессов весьма важно с точки зрения учёта духовных потребностей и интересов населения, изменения динамики интересов различных групп, особенностей взаимодействия их с себе подобными, а также с другими социальными общностями и социальными институтами.

Развитие социальных процессов и явлений в условиях досуга не только осмысливается наукой и вузовской практикой, но во многом и корректируется с её участием. Сегодня одной из таких сфер общественной практики, где невозможно обойтись без науки, её рекомендаций или научного сопровождения, становится культурно-досуговая деятельность.

Термин "профессиональная способность" используется с коннотацией "предсказания". То есть профессиональная способность относится к оценке того, настолько вероятно то, что индивид будет успешным в определённой работе и удовлетворён ею. Профессиональное соответствие – степень, в которой человек подходит, в психологическом плане, для своей работы. Термин "профессионал" обычно используется для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения определённый социальной роли. Профессии имеют свои собственные нормы этики и поведения в рамках своей практики.

Сейчас в научный оборот включено понятие "специализация", особенно это широко используется в вузах культуры и искусств.

Кафедра культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств – одна из крупнейших профессиональных кафедр университета. На кафедре работают широко известные в России, ближнем и дальнем зарубежье крупные ученые, видные педагоги-новаторы, которые обладают большим опытом творческой деятельности, учебно-методической работы, глубокими знаниями теории и практики культурно-досуговой деятельности.

Художественными руководителями курсов являются популярные деятели искусства и шоу-бизнеса: заслуженный артист РФ, академик РАЕН, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности О.Ф. Марусев (телеигра "Пойми меня", телепередача "Старая новая квартира" и др.); заслуженные деятели искусства М. Рудинштейн (президент "Кинотавр"), Н.И. Тамразов (телеигра "Детектив шоу", развлекательно-познавательная передача на радиостанции "Эхо Москвы"); популярный певец, звезда шоу-бизнеса А. Глызин.

Кафедра осуществляет подготовку кадров по специальности "Социально-культурная деятельность"; квалификация "Постановщик культурно-досуговых программ"; специализации: продюсирование и постановка культурно-досуговых программ; организация традиционных форм досуга; технология и постановка шоу-программ; анимация туристических зарубежных программ; технология индустрии досуга.

Поступающим на специализацию "Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ"важно обладать организаторскими и творческими способностями в одном или нескольких жанрах художественного творчества, навыками написания литературного сценария; умением сформулировать режиссерский замысел, найти образное решение культурно-досуговой программы. Абитуриенту необходимо знать основы драматургии и режиссуры театра, эстрады, кино; иметь представления об основах культурно-досуговой деятельности: формах и методах работы учреждений культуры по организации и проведению досуга, технологии подготовки программ и проведения игр.

На данной специализации в процессе обучения студенты получают высокую профессиональную подготовку.

Продюсеру культурно-досуговых программ необходимо обладать знанием различных видов искусств, форм и методов работы с различными категориями населения, организационно-управленческих принципов деятельности учреждений культуры и искусств.

Постановщик культурно-досуговых программ должен уметь писать сценарии, решать задачи по сценографии, музыкальному оформлению, световому оформлению программ; работать как с самодеятельными коллективами, так и с профессиональными артистами; владеть мастерством

Похожие материалы

Информация о работе