Социально-культурная деятельность как система. Понятие «система»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

БИЛЕТ № 11

ВОПРОС № 1

Социально-культурная деятельность как система.

I.  СКДсистемно-организованная деятельность.

1. Понятие «система».

Системасовокупность разных субъектов, задач, структур, цель объектов, средств и т.д., выполняющих определённые функции в обществе, организованных в единое целое, которое в результате такой организации представляет собой качественно новое образование, отличающееся от простой суммы новых элементов.

Система – это упорядоченное устройство, состоящее из взаимосвязанных элементов, представляющих единое целое.

2. Подходы СКД – как система.

1) Философский подход – элементы и компоненты описаны.

2) Феномен СКД – в монографии Н.В. Соколова.

СКД – как фундаментальная система.

1.  В основе любой системы – её источником, движущей силы является взаимодействие субъекта и объекта.

2.  Взаимодействие строится на воздействии активного субъекта на объект с целью изменения его лучшую сторону.

3.  Субъект – активная сторона взаимодействия, то, что производит основное действие. Субъекта  без объекта не существует.

Субъект

Обратная связь

Цель = целепологание

Основа любой ситемной деятельности (ех: нет цели – нет системы), абстрактная величина, предвосхищение конечного результата, то к чему субъект пытается приблизить объект. Цель СКД (В.В. Туев) – приобщение человека к культуре, к культурным ценностям.

Цель зависит от: мотивации, ценностей, материальных возможностей социума, особенностей личности – его внутреннего мира, окружения.

Ценности: материальные, духовные, изменяющиеся во времени и пространстве, утраченные.

Цель формулируется с действия.

С определённой степенью – нельзя достич ценности – можно приблизится  к цели.

Задача

Задачи – лестница приближения  к цели – конкретные практические действия.

Задача формулируется с глагола.

Если задача не выполнима, то это цель.

Задачи решаются через содержание.

Содержание = информация

Содержание определяет та цель, которую мы ставим.

При непосредственном приобщении – кратковременно и доступно (ех: привели – приобщили, отдолены в пространстве духовные ценности). Слово – информация – влияет на сознание зрителя – опосредованное влияние.

Содержание определяет выбор формы, влияет на форму.

Форма

Форма – традиция – содержание – социальный заказ.

Форма – оформление содержания (ех: мы - держатели информации, мы – инструмент передачи информации). Нахождение, обработка, преподнесение информации – коммуникативная культура.

«Содержание должно быть формлено, а форма должна быть содержательной» - внешний облик, образ объекта.

Форма и содержание – философские категории.

Формы

по способу организации аудитории:

массовые                          групповые                     индивидуальные

по способу организации содержания:

 более 600

по способу организации средств:

просветительские

наглядноагитационные

художественно-деятельные

комплексные

Средства

Средства – канал передачи информации от субъекта к объекту: устные, наглядные, технические, художественные

Методы

Методы – способы воздействия на аудиторию: эмоциональные и интеллектуальные

Методика

Технология = метод + организация

Ресурсы и ресурсное обеспечение

материальные

Это тектоническая пара. Объект – живое существо – взаимовыгодное взаимодействие. В СКД строится субъективное отношение.

4.  Субъект СКД – активная сторона, влияющая на: общество, государство, класс, нацию, социальный институт, социально-культурное учреждение, профессиональный работник сферы СКД.

5.  Объект СКД – условно пассивная, воспринимающая сторона, на которую идёт взаимодействие (ех: население, общество – России). Субъект строит взаимодействие в рамках субъективных отношений.

С              О    реакция.

Взаимодействие – опосредованно, через систему взаимодействий – длительный процесс в зависимости от Объекта, его поведенческих отношений, нравственной стороны.

Наша жизнь изменяется событийным рядом. Построить свой жизненный событийный ряд по мере роста – временные промежутки между событием – не наполняются. Научить население правильно выстраивать свой незабываемый событийный индивидуальный ряд

Например: 23 февраля.

·  детский сад – как правильно оформить событие, дети – субъект праздника – праздник-утренник.

·  Младший школьный возраст – половая идентификация – поведенческое – Игра – упражнение – тринаж качеств – моделирование условности – военонизированный материал на соревновательно-конкурсной основе – конкурсно-игровая программа.

·  Средний возраст – патриотизм, любовь к родине, абстрактное мышление – геометрия, физика, химия – образные, абстрактные явления – Ролевые игры – то, что тебе дорого – документальные, художественные фильмы, приглашение людей – локальные войны, службы спасения, пожарные, пример спасение утопающих, герои-пионеры – мужество, героизм – Гостиные, вечера-встречи, вечер-портрет, просмотр фильма, экскурсии в музей, прочтение литературы, дискуссии, викторины.

·  Старший школьный возраст – Зарница – Смотр строя песни – стоят у священного огня – достоинство, порядочность, политическая информация – отношение к физической культуре.

6.  Форма. Есть случаи, когда форма определяет содержание: материально-техническая база, кадровый потенциал.

ех: площадь, актёрский состав, финансовый – более 600 форм СКД.

Форма имеет определённую традицию:

ех: КВН, Последний звонок – линейка – прощание, прочтение приказа о допуске к экзаменам.

Приветствие – визитка + о классном руководителе.

Музыкальный конкурс – спасибо учителям.

Конкурс капитанов – выступление классных руководителей, песня классных руководителей директору – «Всё хорошо прекрасный директор».

Традиция – поздравление первоклассников.

Продюсер каждой команды – первый учитель.

Спонсоры – родители.

Жюри – пед. состав.

Заказ – чтобы хотя бы раз каждый вышел на сцену – в рамках домашнего задания – общее «запомните нас такими».

Общие слова администрации – фотографии на память – группы.

Итоги КВН – приказ директора – шуточные уроки – вертушка по 15 мин. – для нач. классов.

КВН – кино – мечта.

Формы СКД – 3-х видов:

1)  по способу организации аудитории: массовые, групповые, индивидуальные.

2)  По способу организации содержания: 600 форм: конкурсные игровые программы, устные журналы, вечера вопросов и ответов.

3)  По способу организации средств: просветительские, наглядно-агитационные, художественно-деятельные, комплексные.

Умелая передача форм через средства и методы

7.  СКД – интерактивная наука, на стыке наук.

ех: СКД – как прикладная Культурология.

СКД – как педагогическая наука.

8.  5 методов.

1)  Игра,

2)  Иллюстрация – простой способ создания условности на площадкеиспользования которой не приводит к изменению формы. Помогает помочь дорисовать верить в ту условность. Схожа с театрализацией.

3)  Театрализация – сложный метод создания условности на площадке которая меняет форму до уровня пьесы, театрального зрелища – классической пьесы

Театрализация

Конкурс

Пьеса, в рамках которой подбирается игра. Конфликт толкает действие вперёд их специальные игры и номера

Отбор материала выстраивается с определенной последовательностью.

Специфически объясняется в рамках какой условности идёт программа.

ех: игра – стержень к игре – выбор методов

4)  Монтаж

5)  Композиция

Жарков – композиция

Туев – демонстрация

Зайцева – зрелища – особ эмоциональная обстановка с использованием

Похожие материалы

Информация о работе