БИЛЕТ № 11
ВОПРОС № 1
Социально-культурная деятельность как система.
I. СКД – системно-организованная деятельность.
1. Понятие «система».
Система – совокупность разных субъектов, задач, структур, цель объектов, средств и т.д., выполняющих определённые функции в обществе, организованных в единое целое, которое в результате такой организации представляет собой качественно новое образование, отличающееся от простой суммы новых элементов.
Система – это упорядоченное устройство, состоящее из взаимосвязанных элементов, представляющих единое целое.
2. Подходы СКД – как система.
1) Философский подход – элементы и компоненты описаны.
2) Феномен СКД – в монографии Н.В. Соколова.
СКД – как фундаментальная система.
1. В основе любой системы – её источником, движущей силы является взаимодействие субъекта и объекта.
2. Взаимодействие строится на воздействии активного субъекта на объект с целью изменения его лучшую сторону.
3. Субъект – активная сторона взаимодействия, то, что производит основное действие. Субъекта без объекта не существует.
Субъект |
Обратная связь |
||
Цель = целепологание Основа любой ситемной деятельности (ех: нет цели – нет системы), абстрактная величина, предвосхищение конечного результата, то к чему субъект пытается приблизить объект. Цель СКД (В.В. Туев) – приобщение человека к культуре, к культурным ценностям. Цель зависит от: мотивации, ценностей, материальных возможностей социума, особенностей личности – его внутреннего мира, окружения. Ценности: материальные, духовные, изменяющиеся во времени и пространстве, утраченные. Цель формулируется с действия. С определённой степенью – нельзя достич ценности – можно приблизится к цели. |
|||
Задача Задачи – лестница приближения к цели – конкретные практические действия. Задача формулируется с глагола. Если задача не выполнима, то это цель. Задачи решаются через содержание. |
|||
Содержание = информация Содержание определяет та цель, которую мы ставим. При непосредственном приобщении – кратковременно и доступно (ех: привели – приобщили, отдолены в пространстве духовные ценности). Слово – информация – влияет на сознание зрителя – опосредованное влияние. Содержание определяет выбор формы, влияет на форму. |
|||
Форма Форма – традиция – содержание – социальный заказ. Форма – оформление содержания (ех: мы - держатели информации, мы – инструмент передачи информации). Нахождение, обработка, преподнесение информации – коммуникативная культура. «Содержание должно быть формлено, а форма должна быть содержательной» - внешний облик, образ объекта. Форма и содержание – философские категории. Формы по способу организации аудитории: массовые групповые индивидуальные по способу организации содержания: более 600 по способу организации средств: просветительские наглядноагитационные художественно-деятельные комплексные |
|||
Средства Средства – канал передачи информации от субъекта к объекту: устные, наглядные, технические, художественные |
Методы Методы – способы воздействия на аудиторию: эмоциональные и интеллектуальные |
||
Методика |
|||
Технология = метод + организация |
|||
Ресурсы и ресурсное обеспечение |
|||
материальные |
|||
Это тектоническая пара. Объект – живое существо – взаимовыгодное взаимодействие. В СКД строится субъективное отношение.
4. Субъект СКД – активная сторона, влияющая на: общество, государство, класс, нацию, социальный институт, социально-культурное учреждение, профессиональный работник сферы СКД.
5. Объект СКД – условно пассивная, воспринимающая сторона, на которую идёт взаимодействие (ех: население, общество – России). Субъект строит взаимодействие в рамках субъективных отношений.
С О реакция.
Взаимодействие – опосредованно, через систему взаимодействий – длительный процесс в зависимости от Объекта, его поведенческих отношений, нравственной стороны.
Наша жизнь изменяется событийным рядом. Построить свой жизненный событийный ряд по мере роста – временные промежутки между событием – не наполняются. Научить население правильно выстраивать свой незабываемый событийный индивидуальный ряд
Например: 23 февраля.
· детский сад – как правильно оформить событие, дети – субъект праздника – праздник-утренник.
· Младший школьный возраст – половая идентификация – поведенческое – Игра – упражнение – тринаж качеств – моделирование условности – военонизированный материал на соревновательно-конкурсной основе – конкурсно-игровая программа.
· Средний возраст – патриотизм, любовь к родине, абстрактное мышление – геометрия, физика, химия – образные, абстрактные явления – Ролевые игры – то, что тебе дорого – документальные, художественные фильмы, приглашение людей – локальные войны, службы спасения, пожарные, пример спасение утопающих, герои-пионеры – мужество, героизм – Гостиные, вечера-встречи, вечер-портрет, просмотр фильма, экскурсии в музей, прочтение литературы, дискуссии, викторины.
· Старший школьный возраст – Зарница – Смотр строя песни – стоят у священного огня – достоинство, порядочность, политическая информация – отношение к физической культуре.
6. Форма. Есть случаи, когда форма определяет содержание: материально-техническая база, кадровый потенциал.
ех: площадь, актёрский состав, финансовый – более 600 форм СКД.
Форма имеет определённую традицию:
ех: КВН, Последний звонок – линейка – прощание, прочтение приказа о допуске к экзаменам.
Приветствие – визитка + о классном руководителе.
Музыкальный конкурс – спасибо учителям.
Конкурс капитанов – выступление классных руководителей, песня классных руководителей директору – «Всё хорошо прекрасный директор».
Традиция – поздравление первоклассников.
Продюсер каждой команды – первый учитель.
Спонсоры – родители.
Жюри – пед. состав.
Заказ – чтобы хотя бы раз каждый вышел на сцену – в рамках домашнего задания – общее «запомните нас такими».
Общие слова администрации – фотографии на память – группы.
Итоги КВН – приказ директора – шуточные уроки – вертушка по 15 мин. – для нач. классов.
КВН – кино – мечта.
Формы СКД – 3-х видов:
1) по способу организации аудитории: массовые, групповые, индивидуальные.
2) По способу организации содержания: 600 форм: конкурсные игровые программы, устные журналы, вечера вопросов и ответов.
3) По способу организации средств: просветительские, наглядно-агитационные, художественно-деятельные, комплексные.
Умелая передача форм через средства и методы
7. СКД – интерактивная наука, на стыке наук.
ех: СКД – как прикладная Культурология.
СКД – как педагогическая наука.
8. 5 методов.
1) Игра,
2) Иллюстрация – простой способ создания условности на площадкеиспользования которой не приводит к изменению формы. Помогает помочь дорисовать верить в ту условность. Схожа с театрализацией.
3) Театрализация – сложный метод создания условности на площадке которая меняет форму до уровня пьесы, театрального зрелища – классической пьесы
Театрализация |
Конкурс |
Пьеса, в рамках которой подбирается игра. Конфликт толкает действие вперёд их специальные игры и номера |
Отбор материала выстраивается с определенной последовательностью. Специфически объясняется в рамках какой условности идёт программа. ех: игра – стержень к игре – выбор методов |
4) Монтаж
5) Композиция
Жарков – композиция
Туев – демонстрация
Зайцева – зрелища – особ эмоциональная обстановка с использованием
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.