Этнокультурное образование: категории, принципы, система

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Т.К. Солодухина

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005. ‑ № 2.

Т.К. Солодухина

Этнокультурное образование: категории, принципы, система

Процессы партикуляризации, объективно сопудствующие глобализации всех сфер общественного устройства, требуют прогнозирования развития национального (этнокультурного) образования в контексте его двухполюсности, включающем всеобщее цивилизационное и специфическое культурное национально-региональное разнообразие, в совокупности направленное на развитие человеческой индивидуальности.

Акцентирование в модернизируемых региональных образовательных системах национальных культурных традиций осмысливается многими исследователями (Т.И. Березина, Е.П. Белозерцев, А.Б. Панькин, В.К. Шаповалов и др.) как этнокультурная направленность (коннотация) образования, проявляющаяся:

в мере ориентированности цели, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации (В.К. Шаповалов);

в оптимизируемых образованием этнолингвокультурологических темах, присутствующих во всех структурных компонентах центральной культурной темы этноса, обеспечивающих развитие в ребенке его способностей, формирование этнического самосознания и этнопланетарного мышления, развивающих ответственность за сохранение родной и общемировой культурной традиции (А.Б. Панькин); в форме организации школьной жизни, создающей условия достижения гармонии духовного, социального и биологического развития человека, определяющих отношение к миру не по модели господства, а с учетом нравственной ответственности за его развитие (Т.И. Березина);

в социально-культурной нагруженности содержания образования, обеспечивающей неразрывную связь образования и культуры народа, порождающих новые формы интеллектуальной активности и рациональности, определяющих креативный потенциал человека (Е.П. Белозерцев).

Таким образом, образование, ориентированное на этническую культуру, представляется исследователями как образовательная идеология, как педагогическая система, как форма организации школьной жизни, содержание которых формирует этнические качества, нравственную, интеллектуальную и креативную составляющие личности.

Осмысление основной функции этнокультурного образования как сохранения культурного наследия народа через «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколением социально значимого опыта» (В.С. Леднев), создает предпосылки уточнить его роль в индивидуальном самоопределении, в этнокультурной идентификации личности. Не случайно участники Второго и Третьего Всемирных русских соборов указали, что слово «образование» восходит к слову «образ», «образец», воплощенные в индивидуально самобытные

Похожие материалы

Информация о работе