Механизм внутренних (трансфертных) цен в экономических отношениях структурных подразделений предприятия, страница 3

Показатели

Сельскохозяйственные подразделения

Мясоперерабатывающие подразделения

Агрофирма

№ 1

№ 2

№ 3

1

Объем производства мяса, т

1.1

в живой массе, т

47,9

104,5

71,5

223,9

223,9

1.2

в убойной массе

24,4

59,1

38,6

122,1

122,1

2

Себестоимость 1 т мяса в живой массе, руб.

2.1

круп. рог. скота

9870

10025

9944

-

9930

2.2

свиней

11215

8865

9218

9148

3

Нормативные производственные затраты, тыс. руб.

468,2

975,3

681,8

371,0

2496,3

4

Удельный вес в общих затратах, %

18,8

39,0

27,3

14,9

100

5

Выручка по расчетным ценам (авансирование) (стр. 1.2 х 20000 руб/т)

488

1182

772

445,4

2887,2

6

Выручка от реализации мясной продукции, тыс. руб.

4012,0

7

Разница (стр. 6 – стр. 5)

1124,8

8

Дораспределение выручки пропорционально нормативным затратам (стр. 7 х стр. 4)

211,5

438,7

307,0

167,6

1124,8

9

Выручка всего, тыс. руб.

699,5

1620,7

1079

613,0

4012,0

10

Цена 1 т мяса в живой массе, руб.

14600

15510

15090

-

15180

Данная модель расчетов наиболее применима для жесткого объединения подразделений, при котором распределение финансового результата может осуществляться после сбыта конечной продукции. В этом случае рассчитываются собственные затраты для определения добавленной стоимости  на каждой стадии продвижения продукции.

В аграрных предприятиях с децентрализованной структурой управления, при которой подразделениям делегируется определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность, требуется особый подход к установлению трансфертных цен. При высокой степени самостоятельности каждый из производителей в системе товародвижения стремится получить через цену максимальную прибыль и исходить из собственных экономических интересов, не учитывая интересы интегрированного формирования в целом.

Чем сложнее система производственно-технологических связей внутри предприятия, тем труднее построить систему трансфертных цен, удовлетворяющих интересы взаимосвязанных между собой производителей на разных этапах технологической цепочки.

Определение трансфертных цен на базе рыночной стоимости

Данный метод достаточно широко используется в практической деятельности, поскольку уровень устанавливаемых цен не зависит от взаимоотношений руководителей структурных подразделений, вступающих в переговоры по поводу передачи продукции.

При формировании трансфертных цен на базе рыночной стоимости должно соблюдаться следующее условие: структурное подразделение, приобретающее продукцию (услугу), должно покупать ее внутри предприятия до тех пор, пока продающее подразделение не завышает существующие рыночные цены и имеет стремление продавать свою продукцию для внутрифирменного оборота. Если продающее подразделение завышает или имеет стремление к завышению существующей цены, то покупающее подразделение может приобрести продукцию на стороне.