кроме того, часть выходных данных основных бизнес-процессов отправляется во внешнюю среду (внешним потребителям), а часть предназначена для выполнения вспомогательных процессов.
Определим владельцев (ответственных), непосредственных исполнителей и участников основных бизнес-процессов магазина (табл. 5.2)– лиц отвечающих за их исполнение (при этом не обязательно, что именно они являются непосредственными исполнителями, так как владелец может назначать и определять конкретных исполнителей, но обязан контролировать и нести ответственность перед вышестоящим руководством за правильность, своевременность и качество их выполнения). Перед этим идентифицируем каждый из процессов – определим его номер (табл. 5.1).
Идентификация бизнес-процессов
Номер |
Основные бизнес-процессы и выполняемые работы |
1 |
Сформировать ассортимент |
2 |
Выбрать поставщиков |
3 |
Заключить договора на поставку товаров |
3.1 |
Договориться о поставке |
3.2 |
Составить договор |
3.3 |
Проверить правильность договора и обязанности сторон |
3.4 |
Заключить (подписать) договор |
4 |
Произвести прием и складирование товара |
4.1 |
Оплатить поставку по договору |
4.2 |
Осуществить прием товара и проверить соответствие с договором |
4.3 |
Разместить товар на складе |
4.4 |
Назначить цену на каждый товар |
5 |
Выдать товар со склада в отделы и выставить его в магазине |
6 |
Реализовать (продать) товар |
6.1 |
Отпустить товар покупателю и принять оплату |
6.2 |
Сдать выручку кассиру |
6.3 |
Сдать выручку инкассатору, оставив лимит кассы |
6.4 |
Проверить сроки годности товаров |
6.5 |
Оставить товар для реализации |
6.6 |
Провести комиссию и снизить цену / удалить товар из продажи |
Таблица 5.2.
Владельцы бизнес-процессов
Ответственные |
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
4.4 |
5 |
6.1 |
6.2 |
6.3 |
6.4 |
6.5 |
6.6 |
Ген.директор |
И |
||||||||||||||||
Директор магазина |
О И |
О И |
О И |
О И |
О |
О |
О |
У |
О И |
О |
О |
О |
|||||
Товаровед |
У |
О И |
О И |
У |
О И |
И |
И |
И |
|||||||||
Зав.отделом |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
У |
О |
||||||||
Продавцы |
У |
О И |
И |
||||||||||||||
Кассир |
У |
И |
|||||||||||||||
Юрист |
И |
||||||||||||||||
Бухгалтера |
И |
О – ответственный, У – участник, И – непосредственный исполнитель
Рассмотрим ряд характеристик для каждого из основных бизнес-процессов (первый уровень декомпозиции) и представим их в табличном виде (табл. 5.3).
Опишем последовательность выполнения процессов с учетом непосредственных исполнителей и участвующих лиц (рис. 5.1).
Составим пирамиду менеджмента процессов с указанием руководителя предприятия, владельцев бизнес-процессов, непосредственно процессов, а также соответствующих показателей и ресурсов (рис. 5.2). Также сформируем клиент-ориентированную модель правления предприятием (рис. 5.3).
Характеристика бизнес-процессов
Последовательность бизнес-процессов |
Условия начала выполнения |
Документы и данные для выполнения |
Действующие лица |
Результаты выполнения |
Цель бизнес-процесса |
Возможные проблемы |
Нештатное завершение |
1. Сформировать ассортимент |
Необходимо получить лицензию и разрешенный ассортиментный перечень |
Лицензия, ассортиментный перечень, выбранный план, отчетность магазина о предыдущей деятельности |
Ответственный – директор, при участии товароведа |
Желаемый ассортимент товаров и объемов поставок |
Составить ассортимент товаров, которые пользуются спросом, учитывая возможные колебания продаж |
Ассортимент может не отвечать спросу – необходимость анализа рынка |
Несвоевременное продление и подтверждение лицензии и ассортиментного перечня |
2. Выбрать поставщиков |
Завершение процесса 1 и получение информации о поставщиках |
Ассортиментный перечень, информация о поставщиках и их товаре, желаемый ассортимент и объем поставок |
Ответственный – директор, при участии зав.отделом |
Перечень выбранных поставщиков для заключения договоров |
У поставщиков должен быть необходимый товар в требуемом количестве |
Недостаточность информации о поставщиках и их товаре |
Отсутствие достаточного количества поставщиков и необходимых товаров – пересмотр ассортимента |
3. Заключить договора на поставку товаров |
Завершение процесса 2 и получение разработанной формы договора |
Перечень поставщиков, пожелания сторон к условиям договора, форма договора |
Ответственный – директор, при участии ген. директора, юриста, зав.отделом |
Заключенный (подписанный) обеими сторонами договор и его условия |
Согласовать требования к условиям договора и оформить все юридически |
Отказ поставщика от работы с магазином, несогласованные требования к условиям договора |
Желание поставщика расторгнуть или отказаться от заключения или продления договора |
4. Произвести прием и складирование товара |
Завершение процесса 3 и наличие средств для оплаты поставки |
Договор, положение о подразделении, нормы и правила розничной торговли |
Ответственный – товаровед, при участии директора, бухгалтеров, зав.отделом |
Информация о поступившем товаре, назначенная цена на каждый товар, товар на складе |
Проконтролировать выполнение условий договора, обеспечить магазин товарами |
Неточное выполнение условий договора, недостаточность складских помещений |
Отсутствие возможности оплатить поставку |
5. Выдать товар со склада в отделы и выставить его в магазине |
Завершение процесса 4 и поступление заявки продавцов на товар |
Информация о поступившем товаре, цена на товары, положение о подразделении |
Ответственный – товаровед, при участии продавцов |
Товар размещен в отделах магазина |
Подготовить товар для реализации |
Несвоевременная подача заявки на товар продавцом |
Отсутствие товара на складе |
6. Реализовать (продать) товар |
Завершение процесса 5 и получение всей информации о товаре |
Нормы и правила розничной торговли, положение о подразделении, цена на товар, информация о товаре, пожелания покупателей |
Ответственный – директор, непосредственные исполнители - продавцы, при участии директора, товароведа, кассира, зав.отделом |
Выручка от продаж, информация об остатках товаров, кассовые чеки |
Обеспечить потребителей необходимыми товарами, получить выручку |
Изменение спроса на имеющийся товар - недостаток или избыток товара - необходимость пересматривать цену |
Необходимость удалить товар из продажи, отсутствие спроса на товар |
При структуризации компании, ее деятельность рассматривается как совокупность бизнес-процессов. По своей природе бизнес-процессы делятся на четыре большие группы: основные, обеспечивающие бизнес-процессы, а также бизнес-процессы развития и управления (рис.2.1.).
Рис.2.1. Классификация бизнес-процессов
Такая классификация позволяет в удобном для менеджеров виде представлять деятельность своей организации и эффективно управлять ею. Объясняется это тем, что каждая из этих групп бизнес-процессов играет свою особую роль.
Основные бизнес-процессы приносят организации текущую прибыль и являются центрами прибыли.
Обеспечивающие бизнес-процессы обеспечивают основные и поддерживают инфраструктуру компании.
Бизнес-процессы управления – управляют и теми и другими и наряду с обеспечивающими представляют собой центры затрат.
Бизнес-процессы развития – их целью является обеспечение выживаемости предприятия и роста прибыли в долгосрочной перспективе
Для рассматриваемого предприятия – рынка «Океан» также можно выделить четыре группы бизнес-процессов, тогда данная классификация будет выглядеть:
Рис.2.2. Классификация бизнес-процессов рынка «Океан»
Возьмем для рассмотрения основные бизнес процессы – процессы, приносящие добавочную стоимость (а также процессы прямым образом влияющие на ее образование).
Далее проведем детальное исследование бизнес-процессов, т.е. определим:
1. Название бизнес-процесса.
2. Условия начала выполнения бизнес-процесса.
3. Документы и данные, необходимые для выполнения бизнес-процесса и их источники.
4. Документы создаваемые в результате выполнения бизнес-процесса и их получатели.
5. Действующие лица, принимающие участие в выполнении бизнес-процесса.
6. Материальные ценности необходимые для выполнения бизнес-процесса, если таковые есть.
7. Материальные ценности – результат выполнения бизнес-процесса, если таковые есть.
8. Результаты выполнения бизнес-процесса (кроме вошедших в п.7).
9. Цель данного бизнес-процесса, его место и роль в общих задачах (процессах) компании.
10. Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса.
11. Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса.
12. Последовательность действий выполнения бизнес-процесса.
Для большей наглядности представим данные в табличном виде:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.