Абсолютизм Екатерины, страница 5

Культурная политика периода правления Екатерины оценивается историками неоднозначно: с одной стороны – желание императрицы просветить «лапотную» Россию и привлечение с этой целью лучших умов Европы (увлечение французскими мыслителями), с другой – подавление инакомыслия (преследование Новикова, Радищева). Это была одной из характерных черт эпохи «Просвещенного абсолютизма»- эпохи перехода от чистого феодализма к обществу со значительными признаками и чертами буржуазного развития. В 60-е годы XVIII века Екатерина II занялась созданием системы образовательно-воспитательных учреждений для юношества. Воспитание было сословным: дворянским отпрыскам создавали кадетские корпуса и училища благородных девиц; разночинцам – училище при Академии художеств и воспитательные дома; крепостных- не принимали никуда. В 1783 году Екатерина II основала Российскую Академию и председателем назначила подругу своей юности – выдающуюся женщину своей эпохи - княгиню Дашкову. Академия должна была изумить государыню поспешным исполнением высочайшей воли: быстрейшим исполнением словаря по русскому языку. Словарь был закончен за 6 лет. Сама императрица сотрудничала в журнале «Собеседник», дабы подчинить и направить общественную мысль в интересах трона.

В 1796 году Екатерина II умерла. На престол вступил её сын Павел.

3. ИТОГИ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА»

· Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

· Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.

· Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

· Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.

· Политика “экономического либерализма” правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

· Некоторые негативные последствия политики “просвещенного абсолютизма”, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эпоха правления императрицы Екатерины II стала временем упрочения самодержавного строя в России. Это было периодом сильного проникновения идеи, витавших на Европейском континенте в отсталую Россию. Просветительская идеология была своеобразно русским обществом – во многом благодаря личности самой Екатерины. За годы правления Екатерины II Россия прочно утвердилась на европейской арене как мощное государство, обладающее самостоятельной внешней политикой и претендующее на одну из главных ролей в решении всех общеевропейских проблем. Войны с Турцией позволили России упрочить своё влияние на юге и, в результате побед, значительно расширить свои территории и получить привилегии в международных системах договоров. Внутренняя политика Екатерины II характеризовалась эволюцией от либерально- просветительских исканий в деле управления государством до консервативно – охранительных, сдерживающих ростки и порывы к нарождению буржуазных отношений. Проблема незаконности получения престола Екатериной II в конце её царствования была окончательно забыта под воздействием огромных положительных результатов её деятельности по укреплению государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Екатерина Вторая. Сочинения. М., 1990 г.

2. Гаврюшкин А.В. «Граф Никита Панин». М.:1989 г.

3. Лозинская Л.Я. «Во главе двух академий». М.:1978 г.

4. Эйдельман Н. «Мгновенье славы настает». Л.:1989 г.

5. Большая подборка по материалам русской истории. http://www.magister.msk.ru; http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

6. Страница Натана Эйдельмана http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM

7. Российская империя в годы правления Екатерины II. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/V/ValishevskiyK/ekater/index.html

http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/Imperia/index.html

8. Курс истории России в конспектах http://konspekty.narod.ru/index-main.htm