Массив исходных данных для анализа тягово-скоростных свойств

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Массив исходных данных для анализа тягово-скоростных свойств

Таблица 1.1

Внешняя скоростная характеристика двигателя (Ме = f(ne))

ne, об/мин

1040

1560

2080

2600

3120

3640

4160

4680

5200

Ме, Н·м

204,6

213,4

218,7

220,5

218,7

213,4

204,6

192,3

176,3

∆ne

- шаг изменения частоты, об/мин

520

Jм

- момент инерции маховика двигателя, кг·м2

Jк

- момент инерции колеса АТС, кг·м2

1,2

rк

- статический радиус колеса АТС, м

0,31

uгп

- передаточное число главной передачи

3,9

Передаточные числа коробки передач (uкп):

№ передачи

1

2

3

4

5

заднего хода

uкп

3,618

2,188

1,304

1

0,794

3,280

ηтр

- КПД трансмиссии

0,95

mа

- фактическая масса груженого АТС, кг

2190

mав

- масса, приходящаяся на ведущие колеса АТС, кг

1277

RZв

- нормальные реакции дороги на ведущих колесах, Н

12514,9

Сх

- коэффициент аэродинамического сопротивления

0,31

Fа

- лобовая площадь АТС, м

2,21

fo

- коэффициент сопротивления качению

0,018

φ

- коэффициент сцепления

0,8

i

- продольный уклон дороги

0,07

ρ

- плотность воздуха (при tв =20°С), кг/м

1,205

Коэффициент учета вращающихся масс δ

№ передачи

1

2

3

4

5

δ

1,52

1,21

1,09

1,07

1,05

Рассчитаем коэффициенты учета вращающихся масс для каждой передачи:

Момент инерции колеса:

, где - плотность, r – статический радиус колеса.

Момент инерции вращающихся элементов трансмиссии подведенный к ведущим колесам:

   , где число ведущих колес, - корректирующий коэффициент.

Момент инерции двигателя:

Примем из табличных данных равным 0,55 (Н*м)

Рассчитаем коэффициент учета вращающихся масс для первой передачи:

, где  - кпд трансмиссии,  - передаточное число трансмиссии:

Коэффициенты учета вращающихся масс для других передач рассчитываются аналогично, и приведены в таблице 1.1.

2.1 Расчет и анализ тяговой и динамической характеристик, графика ускорений.

Таблица 2.1 - Результаты расчета.

параметр

размерность

результат расчета

ne

об/мин

1040

1560

2080

2600

3120

3640

4160

4680

5200

Ме

Н·м

204,6

213,4

218,7

220,5

218,7

213,4

204,6

192,3

176,3

передача № 1; uкп = 3,618; δ =1,52;

Va

м/с

2,31

3,47

4,63

5,79

6,94

8,10

9,26

10,41

11,57

км/ч

8,33

12,50

16,66

20,83

25,00

29,16

33,33

37,49

41,66

Н

9142,45

9535,20

9772,91

9851,55

9772,91

9536,10

9142,45

8590,62

7881,06

Н

2,21

4,97

8,84

13,82

19,90

27,08

35,37

44,77

55,27

f

0,0181

0,0181

0,0183

0,0184

0,0186

0,0188

0,0190

0,0193

0,0196

ψ

0,0881

0,0881

0,0883

0,0884

0,0886

0,0888

0,0890

0,0893

0,0896

Н

389,9

394,4

400,7

408,8

418,6

430,3

443,8

459,0

476,1

Pсп

Н

1892,2

1896,7

1903,0

1911,1

1921,0

1932,6

1946,1

1961,4

1978,4

D

0,426

0,444

0,455

0,458

0,454

0,443

0,424

0,398

0,365

J

м/с2

2,63

2,75

2,82

2,84

2,81

2,74

2,61

2,44

2,22

передача № 2; uкп = 2,188; δ =1,21;

Va

м/с

3,83

5,74

7,65

9,57

11,48

13,39

15,31

17,22

19,13

км/ч

13,78

20,67

27,55

34,44

41,33

48,22

55,11

62,00

68,88

Н

5528,93

5766,45

5910,21

5957,77

5910,21

5766,99

5528,93

5195,21

4766,11

Н

6,05

13,60

24,18

37,78

54,41

74,05

96,72

122,42

151,13

f

0,0182

0,0184

0,0187

0,0191

0,0196

0,0202

0,0208

0,0216

0,0224

ψ

0,0882

0,0884

0,0887

0,0891

0,0896

0,0902

0,0908

0,0916

0,0924

Н

396,1

408,4

425,6

447,7

474,7

506,6

543,4

585,1

631,7

Pсп

Н

1898,5

1910,7

1927,9

1950,0

1977,0

2008,9

2045,7

2087,5

2134,1

D

0,257

0,268

0,274

0,276

0,273

0,265

0,253

0,236

0,215

J

м/с2

1,94

2,02

2,07

2,08

2,05

1,99

1,88

1,74

1,56

передача № 3; uкп = 1,304; δ =1,09;

Va

м/с

6,42

9,63

12,84

16,05

19,26

22,47

25,69

28,90

32,11

км/ч

23,12

34,67

46,23

57,79

69,35

80,91

92,47

104,02

115,58

Н

3295,12

3436,68

3522,35

3550,70

3522,35

3437,00

3295,12

3096,23

2840,49

Н

17,02

38,29

68,08

106,37

153,18

208,49

272,32

344,65

425,49

f

0,0185

0,0191

0,0200

0,0211

0,0225

0,0241

0,0259

0,0280

0,0304

ψ

0,0885

0,0891

0,0900

0,0911

0,0925

0,0941

0,0959

0,0980

0,1004

Н

414,0

448,5

496,9

559,1

635,1

724,9

828,5

946,0

1077,3

Pсп

Н

1916,3

1950,8

1999,2

2061,4

2137,4

2227,2

2330,9

2448,3

2579,6

D

0,153

0,158

0,161

0,160

0,157

0,150

0,141

0,128

0,113

J

м/с2

1,21

1,25

1,27

1,25

1,21

1,14

1,03

0,90

0,74

передача № 4; uкп =1 ; δ =1,07;

Va

м/с

8,37

12,56

16,75

20,93

25,12

29,31

33,49

37,68

41,87

км/ч

30,14

45,22

60,29

75,36

90,43

105,50

120,58

135,65

150,72

Н

2526,93

2635,49

2701,19

2722,93

2701,19

2635,74

2526,93

2374,41

2178,29

Н

28,94

65,12

115,76

180,88

260,47

354,52

463,05

586,05

723,52

f

0,0188

0,0199

0,0214

0,0233

0,0256

0,0283

0,0315

0,0350

0,0390

ψ

0,0888

0,0899

0,0914

0,0933

0,0956

0,0983

0,1015

0,1050

0,1090

Н

433,3

492,1

574,3

680,1

809,3

962,0

1138,3

1338,0

1561,3

Pсп

Н

1935,7

1994,4

2076,6

2182,4

2311,6

2464,4

2640,6

2840,4

3063,6

D

0,116

0,120

0,120

0,118

0,114

0,106

0,096

0,083

0,068

J

м/с2

0,89

0,91

0,91

0,87

0,81

0,71

0,59

0,44

0,26

передача № 5; uкп = 0,794; δ =1,05;

Va

м/с

10,55

15,82

21,09

26,36

31,64

36,91

42,18

47,46

52,73

км/ч

37,96

56,95

75,93

94,91

113,89

132,88

151,86

170,84

189,82

Н

2006,39

2092,58

2144,75

2162,00

2144,75

2092,78

2006,39

1885,28

1729,56

Н

45,91

103,29

183,62

286,91

413,15

562,35

734,49

929,59

1147,64

f

0,0193

0,0210

0,0233

0,0263

0,0300

0,0343

0,0394

0,0450

0,0514

ψ

0,0893

0,0910

0,0933

0,0963

0,1000

0,1043

0,1094

0,1150

0,1214

Н

460,9

554,0

684,5

852,2

1057,2

1299,5

1579,1

1895,9

2250,0

Pсп

Н

1963,2

2056,4

2186,8

2354,6

2559,6

2801,9

3081,4

3398,3

3752,4

D

0,091

0,093

0,091

0,087

0,081

0,071

0,059

0,045

0,027

J

м/с2

0,67

0,67

0,64

0,57

0,47

0,34

0,19

0,00

-0,23

Приведем расчет параметров первой передачи для 1040 об/мин двигателя:

Скорость автомобиля:

Va=(2π·rК··ne)/(uТР·60)=(2·3,14·0,31·1040)/(14,1·60)=2,31 м/с;

Сила тяги ведущих колес:

PТ=Me·uТР·ηТР/ rК=204,6·14,1·0,95/0,31=9142,45 Н, где Ме – крутящий момент для считаемого числа оборотов.

Сила сопротивления воздуха:

Pв= Cx·ρ·Fa·Va2/2=0,31·1,205·2,21·2,392/2=2,21 Н;, где Сх – коэффициент аэродинамического сопротивления, ρ – плотность воздуха, Fa – лобовая площадь АТС.

Коэффициент сопротивления качению:

f=f0·(1+(Va2/1500))=0,018·(1+(2,392/1500))=0,0181

Коэффициент сопротивления дороги на подъемах с заданным уклоном:

ψ=f+i=0,0181+0,07=0,0881;

Сила сопротивления движению АТС на горизонтальном участке дороги:

Pc= Pв+ma· g·f =2,21+2190·9,8·0,0181=389,9 Н

Сила сопротивления движению АТС на подъеме заданным уклоном:

PcП= Pв+ ma·g·ψ =2,21+2190·9,8·0,0881=1892,2 Н;

Динамический фактор:

D=(PТ-Pв)/ma·g=(9142,45-2,21)/2190·9,8=0,426;

Ускорение АТС:

J=(D-fg/δ=(0,426-0,0181)·9,8/1,52=2,63  м/с2., где δ – коэффициент учета вращающихся масс.

Результат анализа тяговой характеристики:

1. В заданных дорожных условиях диапазон реализуемой АТС силы тяги РТ составляет (9851,55-1658,3) Н.

2. В заданных дорожных условиях диапазон силы сопротивления движению (2412,3-389,9) Н.

Динамическую характеристику также строим согласно данным таблицы 1.1. При этом дополнительно рассчитываем и строим кривые динамического фактора по сцеплению для коэффициента сцепления φ - 0,9(сухой асфальтобетон)  и 0,1(гололед). Для построения кривых считаем Dφ по трем точкам. Dφ для коэффициента сцепления 0,9:

,                                          (1.6)

где  - нормальная реакция, действующая на задние колеса.

1 точка(Va=8,33) -

2 точка(Va=115) -

3 точка(Va=170) - ,

Аналогично рассчитываем для φ = 0,1. Данные динамического фактора по сцеплению сведены в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 – динамический фактор по сцеплению

Параметр

еТочка 1

Точка 2

Точка 3

Dφ(0,1)

0,099

0,081

0,057

Dφ (0,9)

0,899

0,881

0,857

Va

8,33

115

170

По полученным данным строим динамическую характеристику.

Результаты анализа динамической характеристики.

Таблица 2.3

Показатель

Номер передачи

1

2

3

4

Макс. возможная скорость: Va max при i=0, м/с

11,57

19,13

32,11

41,87

Макс. возможная скорость: Va max при i=iзад, м/с

11,57

19,13

32,11

31

Скорость при максимальном D: VD max, м/с

6,95

9,7

13,8

16,6

Макс. преодолеваемый уклон imax при fзад и φзад =0,8

0,4396

0,2569

0,1389

0,0947

Макс. преодолеваемый уклон imax при fзад и φ=0,1

0,0817

0,0797

0,0716

0,0695

Макс. преодолеваемый уклон imax при fзад и φ=0,9

0,4396

0,2569

0,1389

0,0947

Макс. возможная скорость Va max при i=0 и скорость при максимальном D VD max берется из таблицы 2.1. Максимально возможная скорость: Va max при i=iзад снимаем с графика, т.е. скорость которую разовьет автомобиль при заданном уклоне будет на пересечении кривой D4  с кривой Ψ(коэффициент сопротивления дороги на подъеме), на более низких передачах коэффициент Ψ на скорость автомобиля не влияет.

Максимальный преодолеваемый уклон imax при fзад и φзад  определим анализируя график динамической характеристики и из формулы

,

Сначала определим максимальный преодолеваемый уклон по максимальному крутящему моменту, вычитая из значения динамического фактора при максимальном моменте значение коэффициента сопротивления качению при этом же моменте:

на первой передаче -  = 26°

на второй передаче -  = 14,9°

на третьей передаче -

на четвертой передаче - =5,43°

Посчитаем максимальный преодолеваемый уклон по сцеплению, для коэффициента сцепления 0,9. Взяв максимальное значение динамического фактора по сцеплению:

на первой передаче -

на второй передаче -

на третьей передаче -

на четвертой передаче -

Максимальный преодолеваемый уклон по сцеплению, для коэффициента сцепления 0,1.

на первой передаче -

на второй передаче -

на третьей передаче -

на четвертой передаче -

При каждом взятом значении коэффициента сцепления, выбираем наименьший максимальный преодолеваемый уклон(по крутящему моменту и по коэффициенту сцепления). Данные заносим в таблицу 2.3.

График ускорений автомобиля ГАЗ 3111.

Результаты анализа динамической характеристики представим в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4 - результаты анализа графика ускорений

Показатель

Номер передачи

1

2

3

4

5

Пределы изменения ускорения (Jнач…Jкон), м/с2

2,22-

2,82

1,56-

2,08

0,74-

1,27

0,26-

0,91

0-

0,67

Максимальное ускорение Jmax, м/с2

2,82

2,08

1,27

0,91

0,67

Скорость момента переключения передач Vп, м/с

11,6

19,13

32,11

41,87

52,73

2.2 Расчет и анализ скоростной характеристики.

2.2.1 Расчет показателей разгона.

Расчет показателей так же проводим для одной точки ряда.

Замедление за время переключения передач:

 м/с2

где  - коэффициент сопротивления качению, ma – полная масса автомобиля, δ – коэффициент учета вращающихся масс(1,05).

Снижение скорости за время переключения передачи:

 м/с где  - время переключения(1 секунда).

Средняя скорость за время переключения:

где  - скорость в конце движения на первой передаче.

Путь за время переключения передачи:

Расчет скоростной характеристики ведем методом численного интегрирования, для этого выбираем размер интервала изменения скорости:

Средняя скорость в интервале:

Среднее замедление в интервале:

2

Время разгона в каждом интервале скорости:

Время разгона на первой передаче:

Путь разгона в интервале:

Путь разгона:

Данные по другим точкам ряда сводим в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 – результаты расчета скоростной характеристики

Параметры

Результаты расчета

Передача №1: tп=1с;  ∆Vп=0,1674м/с;  Sп=11,5163м.

∆ Vа

м/с

1,16

1,16

1,16

1,16

1,16

1,16

1,16

1,16

Vа ср

м/с

2,89

4,05

5,21

6,36

7,52

8,68

9,84

10,99

Jср

м/с^2

2,69

2,78

2,83

2,82

2,77

2,67

2,53

2,33

∆tр

с

0,43

0,42

0,41

0,41

0,42

0,43

0,46

0,50

с

0,43

0,85

1,26

1,67

2,08

2,52

2,97

3,47

∆Sр

м

1,25

1,69

2,13

2,61

3,14

3,76

4,50

5,45

м

1,25

2,93

5,06

7,67

10,81

14,57

19,07

24,52

Передача №2: tп=1с;  ∆Vп=0,1674м/с;  Sп=18,1м.

∆ Vа

м/с

1,91

1,91

1,91

1,91

1,91

1,91

1,91

1,91

Vа ср

м/с

4,78

6,70

8,61

10,52

12,44

14,35

16,26

18,18

Jср

м/с^2

1,98

2,05

2,07

2,07

2,02

1,93

1,81

1,65

∆tр

с

0,97

0,94

0,92

0,93

0,95

0,99

1,06

1,16

с

0,97

1,90

2,82

3,75

4,70

5,69

6,75

7,91

∆Sр

м

4,62

6,26

7,94

9,75

11,79

14,20

17,19

21,08

м

4,62

10,89

18,83

28,58

40,37

54,58

71,77

92,85

Передача №3: tп=1с;  ∆Vп=0,1674м/с;  Sп=30,42м.

∆ Vа

м/с

3,21

3,21

3,21

3,21

3,21

3,21

3,21

3,21

Vа ср

м/с

8,03

11,24

14,45

17,66

20,87

24,08

27,29

30,50

Jср

м/с^2

1,23

1,26

1,26

1,23

1,17

1,08

0,97

0,82

∆tр

с

2,61

2,55

2,55

2,61

2,74

2,96

3,32

3,92

с

2,61

5,16

7,71

10,32

13,05

16,01

19,33

23,25

∆Sр

м

20,96

28,64

36,80

46,04

57,13

71,27

90,61

119,47

м

20,96

49,60

86,41

132,45

189,58

260,85

351,46

470,93

Передача №4: tп=1с;  ∆Vп=0,1674м/с;  Sп=39,69м.

∆ Vа

м/с

4,19

4,19

4,19

4,19

4,19

4,19

4,19

4,19

Vа ср

м/с

10,47

14,65

18,84

23,03

27,21

31,40

35,59

39,77

Jср

м/с^2

0,90

0,91

0,89

0,84

0,76

0,65

0,52

0,35

∆tр

с

4,63

4,59

4,71

4,99

5,50

6,41

8,09

11,87

с

4,63

9,23

13,93

18,92

24,42

30,83

38,92

50,79

∆Sр

м

48,47

67,33

88,65

114,83

149,75

201,19

287,93

471,99

м

48,47

115,80

204,45

319,28

469,03

670,22

958,15

1430,14

Передача №5: tп=1с;  ∆Vп=0,1674м/с;  Sп=50,01м.

∆ Vа

м/с

5,27

5,27

5,27

5,27

5,27

5,27

5,27

5,27

Vа ср

м/с

13,18

18,46

23,73

29,00

34,27

39,55

44,82

50,09

Jср

м/с^2

0,67

0,65

0,60

0,52

0,41

0,27

0,09

-0,12

∆tр

с

7,86

8,09

8,75

10,12

12,89

19,87

58,20

-45,66

с

7,86

15,95

24,70

34,82

47,71

67,58

125,78

80,12

∆Sр

м

103,65

149,24

207,73

293,36

441,92

785,72

2608,46

-2287,30

м

103,65

252,89

460,62

753,98

1195,90

1981,62

4590,08

2302,78

По данным таблицы строим график скоростной характеристики автомобиля ГАЗ-3111 .

Таблица 1.6 – Характеристика процесса переключения передач.

Параметр

Значение

Номер включаемой передачи

1

2

3

4

5

Время переключения, tп с

1

1

1

1

1

Снижение скорости, ΔVП м/с

0,1674

0,1674

0,1674

0,1674

0,1674

Путь за время tп, SП м

11,52

18,1

30,42

39,69

50,01

2.2.2 Расчет показателей выбега.

Рассчитаем коэффициент учета вращающихся масс при выбеге

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
99 Kb
Скачали:
0