Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет компьютерных технологий
Кафедра ИС
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Преодоление психологической инерции с помощью
метода «мозгового штурма»
Студенты группы 4ВС-1 Клименко В. А. Рогозин В. А.
Преподаватель Бердоносов В. Д.
2006
Цель работы: развить состояние свободной генерации потока идей с помощью метода «Мозгового штурма».
Задание
1 Ознакомиться с краткими сведениями о «мозговом штурме».
2 Провести «мозговой штурм» по теме: «Как можно использовать монету?»
3 Провести сравнение выдвинутых идей, выделив в собственном файле оригинальные идеи.
4 Провести оба этапа мозгового штурма по теме: «Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?»
Краткое изложение теории
Метод “Мозгового штурма” был предложен А. Осборном (США) в 1957 г. Основная цель метода - отделение процесса генерации идей от их критики и оценки. В группу “генераторов идей” подбирают специалистов различного профиля, склонных к творческой работе. Во время проведения “штурма” запрещаются критика и обсуждение выдвигаемых идей. Напротив, руководитель группы должен стараться побудить участников решения проблемы развивать полученные идеи.
Метод предельно прост и содержит всего два шага:
1) Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно без дискуссии, предлагаютлюбые решения.
2) Эти решения записываются и анализируются другими людьми, которые и формулируют окончательное решение.
Главная заслуга Осборна в том, что он предложил разрешение противоречий. Противоречие первое: если новые идеи жестоко критиковать, то они приобретут “прочность”, улучшатся, но при этом у “генераторов идей” пропадет всякая охота генерировать, а делать это надо. Противоречие второе: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать “сырые” идеи к исполнению без критики неразумно.
Для эффективного разрешения этих противоречий должны быть учтены особенности как первого, так и второго этапов.
Особенностипервого этапа генерирования идей: во-первых, для этого процесса приглашаются специалисты разного профиля с подвижным, активным умом, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук; во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных и остроумных, заинтересованных в хорошем решении людей; в-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций, приветствуется. В-четвертых, все идеи записываются.
Особенности второго этапа: для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.
Метод "мозгового штурма" имеет ряд модификаций:
- Индивидуальный
- Массовый
- Письменный
- Двойной
- Обратный
- Конференция идей
Мозговой штурм и производные от него методы наиболее эффективны при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Основные достоинства метода: легкость освоения участниками; незначительные затраты времени на проведение.
Главные недостатки метода: отсутствие каких-либо критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей, процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению, велика роль ведущего штурм (50 % успеха зависит от него).
Первый этап «мозгового штурма» по теме: «Как можно использовать
монеты?»
Оригинальные варианты выделены полужирным шрифтом.
1 украшать одежду
2 сделать серьги
3 сделать бусы (колье)
4 положить на глаза для расслабления
5 играть на деньги
6 рисовать круг
7 орёл-решка (спор)
8 гипноз
9 грузило
10 купить на неё
11 продать если старинная
12 собирать коллекцию
13 положить в обувь на удачу
14 подкладывать как электроконтакт между чем-либо
15 нагреть для выжигания
16 подкинуть на хорошую погоду
17 рисовать ею
18 повесить на дверной глазок
19 для уплотнения между стеклом и держателем стекла
20 играть в футбол
21 использовать в счётах
22 как брелок
23 набойка
24 как колёса для игрушечного авто
25 играть в сифу (кидать)
26 как колокольчик (несколько штук одновременно)
27 сделать кольчугу
28 переплавить на металл
29 купаться в монетах
30 составлять пирамидки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.