Анализ удобнее вести с помощью многомерной таблицы (таблица 1), получившей название морфологического ящика, в которой выбранные характеристики или части объекта играют роль основных осей.
Таблица 2.1 – морфологический ящик
Функция подсистемы () или () |
Альтернативы для реализации или |
Число способов реализации , или , |
||||
А11 |
А12 |
А13 |
... |
A1K1 |
||
А21 |
А22 |
А23 |
... |
A2K1 |
||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Аi1 |
Аi2 |
Аi3 |
... |
AiKi |
В таблице использованы следующие обозначения:
1. Ф – функция подсистемы;
2. ОФПС – обобщённая функциональная подсистема;
3. А – альтернативы;
4. К – количество альтернатив.
В морфологической таблице цепочкой связанных альтернатив (выделено жирным шрифтом) показан один из вариантов рассматриваемой системы. Общее число всевозможных вариантов N, образующих морфологическое множество, определяется как декартово произведение множеств альтернатив, образованных каждой строкой морфологической таблицы:
, (2.1)
где Ki— число способов (альтернатив) для реализации i-ой функции или обобщенной подсистемы;
L — число всех функций.
Морфологическое множество является областью поиска в пространстве размерностью L. Генерируемый вариант системы представляет выборку альтернатив по одной из каждой строки морфологической таблицы и в общем виде записывается следующим образом:
Si={A1i,A2j,...,Alm,..,ALn}, (2.2)
где i=1,…,K1;
j=1,…,K2;
m=1,…,K1;
n=1,…,KL.
Правило генерации вариантов исследуемых систем таково, что каждый целостный вариант отличается от любого другого варианта рассматриваемого морфологического множества хотя бы одной альтернативой АLm.
Фактически морфологический анализ есть метод развития творческих способностей, или, точнее, систематическое вспомогательное средство для творчества. Он совершенно не исключает творческого труда человека, а стимулирует его и расширяет его возможности, распространяя на большее число идей, чем это было бы возможно при использовании классического метода проб и ошибок.
Метод морфологического исследования реализуется в два качественно различных этапа. Первый этап предполагает получение описания всех систем, принадлежащих к исследуемому классу, т. е. классифицирование множества систем. Этот этап решения задачи называется морфологическим анализом. На втором этапе проводятся оценка описаний различных систем исследуемого класса и выбор тех из них, которые в том или ином приближении соответствуют условиям задачи. Этот этап решения называется морфологическим синтезом, так как в итоге получается целостное описание всей исследуемой системы из частей описания подсистем и отношений между ними.
3. Генерация идей в режиме «мозгового штурма»
Результаты генерации систем связанных со специальностью «прикладная информатика в экономике»:
1. Деканат;
2. Кафедра;
3. Компьютер;
4. Человеческая память;
5. Экзамен;
6. Книга;
7. Флэш-память;
8. Деньги;
9. Студенческий билет;
10. Зачетная книжка;
11. Телефон;
12. Транспортное средство;
13. Университет;
14. Язык;
15. Записная книжка;
16. Принтер;
17. Сканер.
В итоге сгенерированно 17 систем.
4. Формирование критерия для разбиения систем на простые и сложные
В качестве критерия для разбиения систем сгенерированных в разделе 3 на простые и сложные можно взять следующий критерий – «количество видов выполняемых работ».
Используя данный критерий разобьём системы на простые и сложные, а результаты запишем в таблицу:
Таблица 4.1 – разбиение систем
Простые системы |
Сложные системы |
Человеческая память |
Деканат |
Экзамен |
Кафедра |
Книга |
Компьютер |
Флэш-память |
Университет |
Деньги |
- |
Студенческий билет |
- |
Зачетная книжка |
- |
Телефон |
- |
Транспортное средство |
- |
Язык |
- |
Записная книжка |
- |
Принтер |
- |
Сканер |
- |
5. Морфологический анализ простой системы
Для проведения первого морфологического анализа над простой системой была выбрана система «записная книжка». Данная система предназначена только для одной цели, а именно для хранения информации. Информация, заносящаяся в записную книжку, может представлять собой телефонные номера, различные пометки, адреса знакомых и т. д.
Выделим составные части или функции записной книжки:
1. Материал обложки. Материал обложки определяет время службы записной книжки, а также её износоустойчивость;
2. Внутренняя структура. Внутренняя структура необходима для удобства работы с записной книжкой;
3. Цвет обложки. Цвет обложки определяет её эстетические показатели;
4. Мини-справочники. Мини-справочники нужны для каждодневной информации;
5. Размер. Размер определяется в зависимости от того в чем носится записная
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.