существует только в рамках целостности и выполняет определенные функции, направленные на удовлетворение общественных потребностей. Выполняемые частями функции вместе поддерживают устойчивость общества и обеспечивают воспроизводство человеческого рода. Чем больше отличаются функции, тем сложнее другим частям восполнять нарушенные функции. Взаимосвязь и взаимозависимость всех частей является условием нормального функционирования общества. Стабильность социальной системы поддерживается элементами контроля – политическим управлением, органами правопорядка, моральными нормами и религиозными институтами. Общество – это особый вид системы, целеполагание которой состоит в благе ее членов.
К.Маркс. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которая складывается в процессе их совместной деятельности. Как целостная система общество состоит из подсистем – экономической, социальной, политической и идеологической, каждая из которых, в свою очередь, является системой. Экономическая подсистема определяет развитие других подсистем (экономический детерминизм, или причинная обусловленность). Все подсистемы находятся в отношениях подчиненности друг к другу, однако между ними существует и обратная связь.
þ Э.Дюркгейм. Общество – надындивидуальная духовная реальность, которая основана на коллективных представлениях. Общество - самоценная всеохватная реальность, определяющая все остальные ценности.
þ М.Вебер. Общество – взаимодействие людей, являющееся результатом социальных действий.
þ Т.Парсонс. Общество – система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности. Общество, как тип социальной системы, достигло высшего уровня самодостаточности (самообеспеченности) по отношению к своему окружению.
В истории социологии в целом все интерпретации общества можно разделить на:
þ макросоциологические (общество как совокупность институтов и организаций);
þ микросоциологические (общество как совокупность социальных групп, взаимодействующих индивидов).
К первым относятся взгляды О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса. М.Вебер создает предпосылки для перехода от макро- к микросоциологической интерпретации общества, представленной в теориях Дж.Мида, Ч.Кули, П.Сорокина и др.
Все интерпретации общества также можно распределить в соответствии с подходами:
þ социальный (социологический) реализм: общество есть реальность особого рода, отличная и независимая от реальности составляющих его индивидов (Э.Дюркгейм);
þ социальный (социологический) номинализм: общество не образует особой реальности, реальны лишь составляющие общество индивиды (Г.Тард);
þ релятивно-деятельностный (релятивный, или относительный) реализм как синтез первых двух подходов: общество реально, так как реальны социальные действия и взаимодействия индивидов и социальных общностей (П.Сорокин).
Систематизация определений феномена «общества» может быть осуществлена в соответствии со следующими основными подходами:
þ Атомистический: общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними.
þ Сетевой: общество представлено действующими индивидами, принимающими
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.