Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Стоматологический факультет
Кафедра терапевтической стоматологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ___________
«____»____________ 2008 г.
Методические указания для студентов к практическому занятию
Тема №80: «Проявление в полости рта детских инфекции у взрослых. Клиника. Диагностика. Лечение»
Дисциплина: ДС.Ф.02 Терапевтическая стоматология
По специальности: 060105 Стоматология
Форма обучения: очная
Разработчики: к.м.н. ассистент В.Ф.Кожевникова
Рассмотрено на заседании кафедры терапевтической стоматологии
(протокола №___ от ____________)
1. Значение темы: СОПР при детских инфекциях у взрослых почти всегда поражается, а в отдельных случаях изменения имеют специфику, при знании которой можно будет своевременно диагностировать заболевание и своевременно оказать лечебную помощь.
2. Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:
- знать проявления в полости рта при детских инфекциях у взрослых ;
- владеть методами обследования больных с заболеваниями СОПР;
- иметь представление о этиопатогенетических связях детских инфекциях у взрослых с проявлениями на СОПР;
- уметь определять патологические изменения СОПР, связанные с детскими инфекциями у взрослых; проводить обезболивание, антисептическую обработку слизистой полости рта, накладывать аппликации различных лекарственных средств.
3.План изучения темы:
3.1. Подготовительный этап, вступительное слово преподавателя – 10 минут,
3.2. Проверка исходных знаний студентов:
3.2.1. Тестовый контроль – 15 минут
3.2.2. Собеседование – 60 минут
3.3. Самостоятельная работа (прием пациентов и работа на фантомных зубах – 130 минут,
3.4. Письменный итоговый контроль (тестовый контроль) – 15 минут,
3.5. Разбор результатов самостоятельной работы, заслушивание рефератов – 20 минут
3.6. Ответы на возникшие вопросы – 15 минут,
3.3.7. Заключительное слово преподавателя, задание на следующее занятие – 5 минут.
4. Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:
4.1. Рабочая классификация СОПР.
4.2. Методы обследования больных с заболеваниями СОПР.
4.3. Особенности строение СОПР.
4.4. Первичные и вторичные морфологические элементы поражения СОПР.
4.5. Клинику заболеваний детских инфекциях (корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха).
5. Основные понятия и положения темы:
СОПР почти всегда вовлекается в патологический процесс, однако характер и диагностическая ценность изменений различны.
При скарлатине на фоне высокой температуры в течение 3 дней возникает выраженная обложенность языка, на 3-4 день налет слущивается вместе с нитевидными сосочками и обнажая выраженные грибовидные сосочки. Язык напоминает ягоду малины: ярко-малинового цвета с выступающими грибовидными сосочками. В дальнейшем и грибовидные сосочки атрофируются, поверхность языка становится гладкой и напоминает гунтеровский язык. Затем эпителиальный покров языка восстанавливается.
Вторым симптомом скарлатины в полости рта является «пылающий зев» - яркая гиперемия зева с мелкоточечной сыпью в центре мягкого неба. Катаральный гингивит является неспецифическим признаком скарлатины. Лечение изменений СОПР состоит из применения обезболивающих средств и полосканий полости антисептиками для предотвращения присоединения вторичной инфекции.
При кори до появления сыпи на коже за 1-2 дня на слизистой оболочке мягкого и твердого неба возникает энантема в виде пятен темно-пурпурно-красного цвета размером от одного до нескольких миллиметров, неправильной формы, сливающихся между собой. Одновременно на слизистой оболочке щек, против малых коренных зубов, иногда на губах и деснах появляются пятна Бельского-Филатова-Коплика – патогномоничный симптом для кори. Это мелкие размером около 1 мм, белого цвета пятнышки, образованные некротизированным эпителием, слегка выступающие над поверхностью слизистой, окруженные узким ободком гиперемии. Пятна располагаются группами, но никогда не сливаются между собой и их нельзя удалить при поскабливании.
На десне можно обнаружить белые наложения, с трудом снимающиеся тампоном. На губах на фоне гиперемии появляются трещины в углах рта – заеды. Лечение состоит из антисептических полосканий.
При краснухе специфических изменений в полости рта нет. При тяжелом течении заболевания может развиться гингивит, сухость и трещины губ.
При ветряной оспе изменения на СОПР и коже одинаковые. На слизистой оболочке, преимущественно на губах и в преддверии полости рта, вначале появляются пятна, папулы, затем образуются пузырьки, которые вскрываются и - эрозии, покрытые фибринозным налетом. В первые дни болезни при лечении необходимо использовать противовирусные препараты, после каждой еды надо проводить антисептическую обработку слизистой, с последующим смазыванием элементов кератопластиками.
6. Задания для уяснения темы, методики вида деятельности:
Контрольные вопросы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.