интима-медии сонной артерии - 60,7%; тахикардия - 52%; ангиоретинопатия I-II степени - 66,3%; сахарный диабет - 4%; нарушение толерантности к глюкозе – 6,1%;
Характеристика машинистов и помощников машинистов представлена в табл. 1. Исходя из данных таблицы 1 в исследовании преобладали машинисты по сравнению с помощниками машинистов в два раза, преобладали пациенты со стажем работы более 10 лет. Среди машинистов преобладали пациенты с ИМТ >30, что свидетельствует о 2-ой ст. ожирения, а у помощников машинистов имели место с ИМТ > 25, что свидетельствует о 1-ой ст. ожирения.
Характеристика пациентов Таблица 1
Показатели |
Машинисты (n = 67) |
Помощники машинистов (n = 33) |
Средний возраст |
44,8±7,8 |
36,4±8,9 |
Стаж работы: до 5 лет 5 – 10 лет > 10 лет |
21,2% 12,1% 66,7% |
15,8% 26,3% 57,9% |
Индекс массы тела (ИМТ): 18,5 - 24,9 25 – 29,9 30 – 39,9 Всего с ожирением |
10,9% 29,1% 60% 89,1% |
20,7% 55,2% 24,1% 79,3% |
Курение |
68,7% |
72,7% |
По данным СМАД средние цифры АД в выходные дни составили САД 128,1±7,6 мм рт. ст., ДАД 79,1±6,1 мм рт. ст., на рабочем месте САД 143,5±8,3 мм рт. ст., ДАД 98,8±8,7 мм рт. ст. ( р < 0,05). Результаты СМАД у работников локомотивного депо в выходные дни показали, что 60% пациентов ( из них 60% машинистов и 40% помощников машинистов) имеют имеют АД > 135/85 мм рт. ст. и 90% (из них 000% машинистов и 000% помощников машинистов )на рабочем месте , что может свидетельствовать о наличии стресс-индуцированной артериальной гипертонии (р=0,000)(рисунок 1). Таким образом, по данным СМАД разница между систолическим артериальным давлением (САД) в выходной и рабочий день составила 14 мм рт. ст., диастолическим артериальным давлением (ДАД) – 20 мм рт. ст., что значительно превышает общепризнанные критерии наличия стресс-индуцированной АГ [6, 7, 8].
Анализ поражения органов-мишеней ( соответственно 73,1% и 42,9%) выявил ГЛЖ у машинистов в 1,7 раз чаще, по сравнению с помощниками машинистов (р=0,007) ( рисунок 2).
Из 60% машинистов, имеющих повышенное АД ( > 135/85 мм рт. ст.), у 70% имеется ГЛЖ, а из 40% с нормальными цифрами АД, 75% имеют ГЛЖ, у помощников машинистов – в 33,3% и 57,2% соответственно ( рисунок 3). Сочетанное поражение органов-мишеней (ГЛЖ и ангиоретинопатия) в зависимости от уровня АД определена у машинистов при повышенном АД- в 25%, при нормальном АД- в 32,5%, у п/машинистов в 25% и в 28,6% соответственно (рисунок 4). Ангиоретинопатия в зависимости от уровня АД: у машинистов при повышенном АД- в 50%, при нормальном АД - в 75%, у п/машинистов – в 50% и 57,2% (р=0,001)(рисунок 5). У машинистов при исследовании дуплекса БЦС утолщение имтима-медии сонных артерий отмечено в 66,6%, у п/машинистов в 54,5%.
Таким образом, с учетом выявленной значительной разницы среднесуточных параметров АД в выходной и рабочий день, можно говорить о стресс-индуцированной АГ. А наличие стресс-индуцированной артериальной гипертонии и соответственно длительной гиперактивации симпато-адреналовой системы (САС) при хроническом стимулировании приводит к морфологическим изменениям в органах-мишенях, несмотря на нормальные среднесуточные параметры АД в выходной день.
Более высокий уровень психоэмоциональной нагрузки на рабочем месте у машинистов по сравнению с помощниками машинистов [5] объясняет больший процент поражения органов-мишеней.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Выводы:
1) Для выявления стресс-индуцированной артериальной гипертонии необходимо проведение суточного мониторирования АД как в выходные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.