Взаимосвязь факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний со стресс-индуцированной артериальной гипертонией у машинистов и помощников машинистов локомотивного депо

Страницы работы

Фрагмент текста работы

интима-медии сонной артерии - 60,7%; тахикардия  -  52%; ангиоретинопатия I-II степени - 66,3%; сахарный диабет - 4%; нарушение толерантности к глюкозе – 6,1%;

Характеристика машинистов и помощников машинистов представлена в табл. 1. Исходя из данных таблицы 1 в исследовании преобладали машинисты по сравнению с помощниками машинистов в два раза, преобладали пациенты со стажем работы более 10 лет. Среди машинистов преобладали пациенты с ИМТ >30, что свидетельствует о 2-ой ст. ожирения, а у помощников машинистов имели место с ИМТ > 25, что свидетельствует о 1-ой ст. ожирения.

Характеристика пациентов                                                                Таблица 1

Показатели

Машинисты

(n = 67)

Помощники машинистов

(n = 33)

Средний возраст

44,8±7,8

36,4±8,9

Стаж работы: до 5 лет

5 – 10 лет

> 10 лет

21,2%

12,1%

66,7%

15,8%

26,3%

57,9%

Индекс массы тела (ИМТ):     18,5 - 24,9

25 – 29,9

30 – 39,9

Всего с ожирением

10,9%

29,1%

60%

89,1%

20,7%

55,2%

24,1%

79,3%

Курение

68,7%

72,7%

По данным СМАД средние цифры АД в выходные дни составили САД 128,1±7,6 мм рт. ст., ДАД  79,1±6,1  мм рт. ст., на рабочем месте САД 143,5±8,3 мм рт. ст., ДАД 98,8±8,7 мм рт. ст. ( р < 0,05). Результаты СМАД у работников локомотивного депо в выходные дни  показали, что  60% пациентов ( из них 60% машинистов и 40% помощников машинистов) имеют  имеют АД > 135/85 мм рт. ст. и 90% (из них 000% машинистов и 000% помощников машинистов )на рабочем месте , что может свидетельствовать о наличии стресс-индуцированной артериальной гипертонии (р=0,000)(рисунок  1). Таким образом, по данным СМАД разница между систолическим артериальным давлением (САД) в выходной и рабочий день составила 14 мм рт. ст., диастолическим артериальным давлением (ДАД) – 20 мм рт. ст., что значительно превышает общепризнанные критерии наличия стресс-индуцированной АГ [6, 7, 8]. 

Анализ поражения органов-мишеней ( соответственно 73,1% и 42,9%) выявил ГЛЖ у машинистов в 1,7 раз чаще, по сравнению с помощниками машинистов (р=0,007) ( рисунок 2).

Из 60% машинистов, имеющих повышенное АД ( > 135/85 мм рт. ст.), у 70% имеется ГЛЖ, а из 40% с нормальными цифрами АД, 75% имеют ГЛЖ, у помощников машинистов – в  33,3% и 57,2% соответственно ( рисунок  3). Сочетанное поражение органов-мишеней (ГЛЖ и ангиоретинопатия) в зависимости от уровня АД определена у машинистов при повышенном АД- в 25%, при нормальном АД- в 32,5%, у п/машинистов в 25% и в 28,6% соответственно (рисунок  4). Ангиоретинопатия в зависимости от уровня АД: у машинистов при повышенном АД- в 50%, при нормальном АД - в 75%, у п/машинистов – в 50% и 57,2% (р=0,001)(рисунок 5). У машинистов при исследовании дуплекса БЦС утолщение имтима-медии сонных артерий отмечено в 66,6%, у п/машинистов в 54,5%.

Таким образом, с учетом выявленной значительной разницы среднесуточных параметров АД в выходной  и рабочий день, можно говорить о стресс-индуцированной АГ. А наличие стресс-индуцированной артериальной гипертонии и соответственно длительной гиперактивации симпато-адреналовой системы (САС) при хроническом стимулировании приводит к морфологическим изменениям в органах-мишенях, несмотря на нормальные среднесуточные параметры АД в выходной день.

Более высокий уровень психоэмоциональной нагрузки на рабочем месте у машинистов по сравнению с помощниками машинистов [5] объясняет больший процент поражения органов-мишеней.

*

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Выводы:

1)  Для выявления стресс-индуцированной артериальной гипертонии необходимо проведение суточного мониторирования АД как в выходные

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Кардиология
Тип:
Статьи
Размер файла:
69 Kb
Скачали:
0