Военный артиллерийский университет
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
полковник =Н.И.Безлепкин=
Лекция:Политическое сознание и политическая идеология.
Вопросы:
1. Сущность и структура политического сознания.
2. Политическая идеология и её роль в обществе.
Лекция обсуждена на заседании ПМК № 2
Санкт-Петербург - 1998г.
Сущность и основные концепции политического лидерства.
Проблема выяснения сущности политического сознания и политической идеологии актуальна и важна для нас сегодня - прежде всего с точки зрения (выяснения) ответа на ряд вопросов:
- есть ли у современной России социальный идеал, общенациональные ценности и интересы и каковы они;
- чем предлагают заменить социализм (марксистко-ленинскую идеологию) современные правители?
- можно ли игнорировать высшую и самую характерную черту русского народа, - как отмечал Достоевский, - чувство справедливости и жажда её ?
-
Сущность и структура политического сознания.
Напомним , что если Сознание вообще – это восприятие субъектом (индивидуумом , социальной группой , обществом в целом ) окружающей действительности.
Политическое сознание – это восприятие (отражение) субъектом (индивидуумом, группой , обществом) окружающей действительности которая связана с политикой.
Политическое сознание как и вообще сознание – это сплошное, многогранное и многоуровневое явление.
Для выяснения , понимания сущности и структуры политического сознания обратимся к следующей схеме :
Обыденное политическое сознание или политическая психология включает динамические и статические компоненты :
Статические : -ценности (социальная справедливость, равенство , стабильный порядок ).
-традиции ,обычаи (государственность, коллективизм, индивидуализм).
Динамические : -настроения;
-чувства;
они связаны с оценкой текущего момента, положения, правительства лидеров, конкурентных политических акций.
Наличие динамических и статических компонентов в политическом сознании предполагает с одной стороны то, что обыденное политическое сознание (дифоризно), размыто, «смутно», спутано и противоречиво, отрывочно, систематизировано, высокоэмоционально, стихийно формируется и развивается под влиянием бытовых представлений о политике в рамках житейского здравого смысла.
Одновременно с другой стороны объекта политическое сознание характеризуется:
Устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение, далее вступая в противоречие с теоретико-идеологическим уровневым политического сознания определяя поведение субъекта (Выявление массового объекта политического сознания – опрос общественного мнения).
Теоретико –идеологический уровень политического сознания – исходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой целостную рациональную систему взглядов и убеждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции.
Теоретический, Обыденный уровни политического сознания – Система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств
Политическая идеология и ее роль в обществе.
Несомненным для нас является то, что отражение политической действительности на идеологическом уровне является наиболее важным.
Отсюда реже встречается понятие политическое сознание, как правило его сводят к идеологии (политическая идеология) она всегда связана с политикой.
Нельзя разобраться вообще в Политической Теории, не поняв сущности и роли Политической Идеологии в обществе.
Кроме того Политическая Идеология – важнейший элемент всей Политической Системы.
Мы не будем подробно останавливаться на истории и эволюции понятия идеологии (Вы найдете это в учебном пособии
Отметим только, что понятие «идеология» введено в оборот французским философом Дестютом де Трам. Назвал ее «наукой об идеях». Т. е в его понимании – «Наука» это фундам. дисциплина основа всех наук о возможностях человеческого знания.
С помощью идеологии Дестюм де Трам стремился , поняв истинную сущность идей создать разумное человеческое общество.
В начале ученые идеологи стремились стоять в стороне от политики. Но на рубеже 18 – 19 вв. они обективно стали участниками политических страстей.
Многие ученые Ницше , Шопенгауэр, даже Маркс и Энгельс в ранних произведениях негативно относились к идеологии считая её искаженным, ложным отражением действий реальности , далёким от объективного научного т.к. идеология под влиянием интересов, ценностей, симпатий , эмоций уходят от объективности.
Позднее Маркс и Энгельс более позитивно относились к идеологии , но не абсолютизировали её. Ленин ввёл понятие «научная идеология» считая , что идеология рабочего класса , его интересы совпадают с общественными интересами развития общества.
Борьба этих взглядов до настоящего времени 50 – 60г.г. на Западе – теория «дендеологизиции». В 70 –80 г.г. «репдеологуации» т. к. полагали что без идеологии общество не может существовать без определённой системы взглядов на политическую жизнь , без интересов ценностей которые утрачиваясь ведут к разрушению общества.( Это не означает полного господства одной идеологии).
Появление идеологии – с разделением на умственный и физический труд разрабатывают те люди , которые вносят её в сознание других людей, как правило «класс…»
Идеология превращается в иллюзию когда отрывается от истинных ценностей и потребностей класса, людей , общества.
Соотношение Наука – Идеология.
Наука беспрестрастная(?) в т.ч. общественная.Идеология отстаивает интересы класса , соц групп общества, даже на научной основе. Но это не значит , что идеология не может объективно , адекватно отражать действительность.
Функции идеологии.
1.Аксиологическая ( оценочная 0 – определяет отношение класса к происходящем в обществе процессам к знаниям , соответствуют они или нет интересам класса.
2.Телеологическая это идеология формулирует идеалы , цели класса , на основе которых выбирают программы.
3.Интегрирующая – идеология объединяет вокруг определенных идеалов и программ.
4.Мобилизующая – идеология побуждает людей к активным действиям.
Т.е. исходя из функций идеология обеспечивает единство взглядов для единства действий , а так как политическая идеология направленная на «П» т.е. связана с политической властью ,её завоеванием.
По этому политическая идеология можно определить как – систему идей , программ , лозунгов, в которых выражаются интересы тех или иных политических сил (социальных групп , классов и их политических организаций) и определяются цели и задачи их деятельности по изменению или закреплению политического строя общества.
Политическая идеология:
-политические идеи и концепции ;
-политико – идеологические теории ;
-политические программы и лозунги.
Политические идеи – это общие взгляды на политическую действительность.
Политическая концепция – это развитое идеологическое знание.
Политико – идеологическая теория – это завершение системы тезисов и их доказательство обоснований , которые не только объясняют но и предсказывают перспективы политического развития.
Политико – идеологическая теория для практической реализации должна быть представлена в виде политической программы – определяет не только цели и задачи политической деятельности партий или движений, но и методы и средства их достижения.
Для распространения теории, политической программы ее обвиняют в простые доступные формы – лозунги. (отсюда понятие «Пропаганда», «агитация»).
Значимость и роль политической идеологии зависит от политической религии.
Тоталитарная демократия – одна идеология.
Правовое государство: дает тенденцию к господству не идеологии , а науки и здравомыслию.
Можно выделить основные идеологические теории, взгляды, имеющие хождение в международной политической жизни.
Либерализм – вытекает от латинского liberalis – относящийся к свободе. Поэтому часто в обиходе либералом называют свободоменяющего человека, который терпимо относится к отличным от его взглядов, противодействует свободу действий и самоуправления.
Либерализм как идеология возник в период разрушения феодальных порядков и установления буржуазных.
Источником либеральной идеологии явилась потребность создания такой концепции общественного устройства и государства, которая была бы противопоставлена монархическому, абсолютичному государству.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.