Классики либерализма – Джон Локк, Шарль Луи Монтенье, Иммануил Кайт и другие.
Сегодня либерализм одна из распространенных идеологий в мире в том числе и России. Его принципы анимилированы многими политическими течениями различных оттенков.
Коренной принцип либерализма – свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав.
Экономическая основа – право человека на собственность;-свободный рынок ;- свободная конкуренция ; -независимость экономической деятельности от государства. Отсюда роль государства как «ночного сторожа».
Либерализм рассматривает свободу человека как абсолютную ценность , ограниченную только одним условием – законом выражающим защиту от посягательств другого на права личности.
Либеральное понимание демократии - это
-политическое равенство людей;
-равенство их прав на жизнь, собственность, свободу;
-государство отделено от гражданского общества;
-их идея разделения властей, политического плюрализма местного самоуправления и др.
Либералистическая идеология – антистатическая т.е. отрицател. относится к государству.
Неолиберализм – обоснование необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь с целью восстановления свободного рыночного механизма на смену идее « ночного сторожа» – идея «государства всеобщего благодействия».
Консервативная идеология – ровесница либерализму. Она сформировалась как реакция на политическую мысль и события Великой Французской революции и стремилась обосновать необходимость сохранения традиционного уклада политической жизни , связанного с монархическими привилегиями (от латинского –conservatius? охранительный).
Основатели – англичанин Э. Берк, французы Т. де Местр и Л. де Бональд, австрийский канцлер Меттерних.
Конечно, сегодняшний консерватор не выступает за восстановление монархии , но они противники революции , считают, что мир можно сохранить посредством веры и традиции.
Главными в политической философии консерватизма выступают идеи ограниченной предрасположенности общества к авторитетному государству , подчинения ему личности , элитарного характера управления обеспечения общности нации посредством государства. Сегодня консерватизм выступает :
-за «ограниченную демократию» которая единство способа спасти плюралистическое общество от разрушения ;
-за сильное государство , способное принимать решение особенно в период кризисов ;
-за самоутверждение нации посредством завоевания государством лидирующего места в мире
Фашизм.
Крайняя кривая ветвь консерватизма – пришла на смену либерализма в 20 – 30 годы.
Идеология фашизма окрашена иррационализмом , враждебностьюк научным формам мировоззрения , оправдывает особую значимость социально-психологическим структурам , связанная с низшим уровнем уровнем общественного сознания – инстинктами , чувствами , мистикой.
Идеология фашизма ориентирована на политическом и иделогическом –принуждение человека во имя фашистских идеалов наций и государства:
-концепция тоталитарного государства ;
-культа вождя ;
-войны как очистительного процесса ;
-мирового господства.
Коммунизм.
Термин от латинского (сommunis).
Главной идеей его является :
-обоснование ведущей роли рабочего класса как движущей силы преобразования общества;
-на принципах социального равенства , национальной справедливости отмирания классов и классового господства.
После революции установилась диктатура пролетариата –отмена принципов буржуазного государства .
Марксисткая идеология в начале 20 века разделяет на революционную и реформическую.
Социал – демократизм.
Идеологию социал демократизма исповедуют партии Соц.Интернац-ла имеющими вес в большинстве Западно – Европейских странах.
Стержневой идейно-политической концепцией этого политического течения выступает доктрина демократического социализма, базирующаяся на идейностях : свобода , равенство , справедливость и солидарность ; смешанная экономика ; социально-распределительная роль государства ; демократическое правовое государство.
Особенностью понимания демократической свободы для социал-демократов является взаимосвязь свобода , равенство , справедливость и солидарность. Свобода у либералов –свобода через собственность и равенство возможностей является недостаточным т.к. в другом человеке собственник видит преграду своей свободе , тогда как свобода возможна в не конфликтующем обществе , а в обществе солидарном , где господствует тенденция к установлению справедливого социального равенства.
Свобода в идеале предполагает единение человека , общества и природы.
После крушения идеологии КПСС к власти пришли как правило теже комунисты , понимающие роль идеологии в обществе. Именно они знали, что ценности остаются – меняются только цены.
Какиеже ценности защитников ? Чем привлечь к себе народ ? Какие идеи концепции ? Что же может демократия ? Чем может осчасливеть свой народ ?
Оказалось, что пришедшие на смену партийно-государственному бюрократизму новые силы , назвавшие себя демократами, видят единственный путь – пообещать народу молочные реки и кисельные берега “западного общества”.
В качестве спасительной палочки-выручалочки видят современный капитализм, куда и зовут народ, но не откровенно, а намёком.От кого вы слышали что мы строим капитализм? Причина в том , что мало кому и когда удавалось представителям капитализма долго изображать себя демократами, защитниками народа. А без поддержки масс у власти удержаться нельзя. Особенно сегодня когда попытка быстро вскочить на капитричного рая – провалилась.
Нужно быть дураком , чтобы откровенно идти к массам и заявить о капитализме, как светлом будующем России.
Ведь главные избиратели демократов : рабочие, служащие, учителя, врачи, домохозяйки прекрасно знают, что они-то удачными бизнесменами и миллионерами не станут ( 6% могут занятся бизнесом). Так что радоваться приходу капитализма у них нет оснований – особенно сейчас (рост цен, безработится и т.д.).
ПОэтому невозможно говорить правду – отсюда кризис демократии. Нельзя оставаться демократами выступая глашатаем Спекулятивного капитализма.
Кровавые события от 1993 года убедили, что единый идеал идеологии дело будующего.
Жизнь показывает, что у нынешнего руководства страны отсутствует развитая, обоснованная концепция развития общества. Так рецепты свободных рыночных отношений, предлогаемые Западом неограниченно не оправдали себя. Наоборот , Япония, Южная Корея избежали свободных рыночных отношений и благодаря этому добились высочайших успехов.
У нас власти пошли на разрыв с народом, и пошли по следу к новым хозяевам – осуществить переход мещанского демократизма на позиции либерализма. Азбучная истина такова – демократическое движение , не выражающее коренных интересов народа – обречено, какой бы не была его агония. Сегодня видно, что России нужно новые демократические движения. Знаменем его не может быть капитализм, но и не старый социализм.
Это новое демократическое движение должно поставить новые ценности, общие для подавляющей части общества. Есть ли сегодны такие ценности которые способны не разъединить, а объединить, мобилизовать, если не всех, то большенство наших граждан, сплотить наше общество.
Ответ на этот вопрос может быть следующим :
-в центре этих ценностей должен находиться сам россиянин, труженник и собственник, гражданин заботящийся о благе своей страны ( а не вкладывать деньги в зарубежные банки);
-права и свобода этого гражданина закреплены законами ;
-в таком обществе каждый россиянен – хозяин страны, а не содерженец.
Устои такого общества в следующем. В политике – открытие демократического общества с исп. политической системы. Но новая российская государственность не может основываться на одном Чужеземном опыте, а на наших традициях.
Экономика – многообразие форм собственности.
В духовной сфере – система ценностей и целкостных ориентиров отражающих научно, объективно окружающий мир, объединяющий членов общества и обеспечивающих стабильное поступательное его развитие.
Выводы :
Политическое сознание – это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств , посредством которых происходит осознание (отражение, восприятие) сферы политики социальными субъектами (индивидами , группами, классами, общностями).
Политическая идеология – это система идей, программ, лозунгов в которых выражаются интересы тех или иных политических сил ( социальных групп, классов и их организаций ) и определяются цели и задачи их деятельности по изменению или закреплению политического строя общества.
Лекцию подготовил полковник Гаврилов А.А.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.