Политическое сознание и политическая идеология, страница 2

Классики либерализма – Джон Локк, Шарль Луи Монтенье, Иммануил Кайт и другие.

Сегодня либерализм одна из распространенных идеологий в мире в том числе и России. Его принципы анимилированы многими политическими течениями различных оттенков.

Коренной принцип либерализма – свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав.

Экономическая основа – право человека на собственность;-свободный рынок ;- свободная конкуренция ; -независимость экономической деятельности от государства. Отсюда роль государства как «ночного сторожа».

Либерализм рассматривает свободу человека как абсолютную ценность , ограниченную только одним условием – законом выражающим защиту от посягательств другого на права личности.

Либеральное понимание демократии - это

-политическое равенство людей;

-равенство их прав на жизнь, собственность, свободу;

-государство отделено от гражданского общества;

-их идея разделения властей, политического плюрализма местного самоуправления и др.

Либералистическая идеология – антистатическая т.е. отрицател. относится к государству.

Неолиберализм – обоснование необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь с целью восстановления свободного рыночного механизма на смену идее « ночного сторожа» – идея «государства всеобщего благодействия».

Консервативная идеология – ровесница либерализму. Она сформировалась как реакция на политическую мысль и события Великой Французской революции и стремилась обосновать необходимость сохранения традиционного уклада политической жизни , связанного с монархическими привилегиями (от латинского –conservatius? охранительный).

Основатели – англичанин Э. Берк, французы Т. де Местр и Л. де Бональд, австрийский канцлер Меттерних.

Конечно, сегодняшний консерватор не выступает за восстановление монархии  , но они противники революции , считают, что мир можно сохранить посредством веры и традиции.

Главными в политической философии консерватизма выступают идеи ограниченной предрасположенности общества к авторитетному государству , подчинения ему личности , элитарного характера управления обеспечения общности нации посредством государства. Сегодня консерватизм выступает :

-за «ограниченную демократию» которая единство способа спасти плюралистическое общество от разрушения ;

-за сильное государство , способное принимать решение особенно в период кризисов ;

-за самоутверждение нации посредством завоевания государством лидирующего места в мире

Фашизм.

Крайняя кривая ветвь консерватизма – пришла на смену либерализма в 20 – 30 годы.

Идеология фашизма окрашена иррационализмом , враждебностьюк научным формам мировоззрения , оправдывает особую значимость социально-психологическим структурам , связанная с низшим уровнем уровнем общественного сознания – инстинктами , чувствами , мистикой.

Идеология фашизма ориентирована на политическом и иделогическом –принуждение человека во имя фашистских идеалов наций и государства:

-концепция тоталитарного государства ;

-культа вождя ;

-войны как очистительного процесса ;

-мирового господства.

Коммунизм.

Термин от латинского (сommunis).

Главной идеей  его является :

-обоснование ведущей роли рабочего класса как движущей силы преобразования общества;

-на принципах социального равенства , национальной справедливости отмирания классов и классового господства.

После революции установилась диктатура пролетариата –отмена принципов буржуазного государства .

Марксисткая идеология в начале 20 века  разделяет на революционную  и реформическую.

Социал – демократизм.

Идеологию социал демократизма исповедуют партии Соц.Интернац-ла имеющими вес в большинстве Западно – Европейских странах.

Стержневой идейно-политической концепцией этого политического течения выступает доктрина демократического социализма, базирующаяся на идейностях : свобода , равенство , справедливость и солидарность ; смешанная экономика ; социально-распределительная роль государства ; демократическое правовое государство.

Особенностью понимания демократической свободы для социал-демократов является взаимосвязь свобода , равенство , справедливость и солидарность. Свобода у либералов –свобода через собственность и равенство возможностей является недостаточным т.к. в другом человеке собственник видит преграду своей свободе , тогда как свобода возможна в не конфликтующем обществе , а в обществе солидарном , где господствует тенденция к установлению справедливого социального равенства.

Свобода в идеале предполагает единение человека , общества и природы.

После крушения идеологии КПСС к власти пришли как правило теже комунисты , понимающие роль идеологии в обществе. Именно они знали, что ценности остаются – меняются только цены.

Какиеже ценности защитников   ? Чем  привлечь  к  себе  народ  ?  Какие  идеи  концепции ? Что же может демократия ? Чем может осчасливеть свой народ ?

Оказалось, что пришедшие на смену партийно-государственному бюрократизму новые силы , назвавшие себя демократами, видят единственный путь – пообещать народу молочные реки и кисельные берега “западного общества”.

В качестве спасительной палочки-выручалочки видят современный капитализм, куда и зовут народ, но не откровенно, а намёком.От кого вы слышали что мы строим капитализм? Причина в том , что мало кому и когда удавалось представителям капитализма долго изображать себя демократами, защитниками народа. А без поддержки масс у власти удержаться нельзя. Особенно сегодня когда попытка быстро вскочить на капитричного рая – провалилась.

Нужно быть дураком , чтобы откровенно идти к массам и заявить о капитализме, как светлом будующем России.

Ведь главные избиратели демократов : рабочие, служащие, учителя, врачи, домохозяйки прекрасно знают, что они-то удачными бизнесменами и миллионерами не станут ( 6% могут занятся бизнесом). Так что радоваться приходу капитализма у них нет оснований – особенно сейчас (рост цен, безработится и т.д.).

ПОэтому невозможно говорить правду – отсюда кризис демократии. Нельзя оставаться демократами выступая глашатаем Спекулятивного капитализма.

Кровавые события от 1993 года  убедили, что единый идеал идеологии дело будующего.

Жизнь показывает, что у нынешнего руководства страны отсутствует развитая, обоснованная концепция развития общества. Так рецепты свободных рыночных отношений, предлогаемые Западом неограниченно не оправдали себя. Наоборот , Япония, Южная Корея избежали свободных рыночных отношений и благодаря этому добились высочайших успехов.

У нас власти пошли на разрыв с народом, и пошли по следу к новым хозяевам – осуществить переход мещанского демократизма на позиции либерализма. Азбучная истина такова – демократическое движение , не выражающее коренных интересов народа – обречено, какой бы не была его агония. Сегодня видно, что России нужно новые демократические движения. Знаменем его не может быть капитализм, но и не старый социализм.

Это новое демократическое движение должно поставить новые ценности, общие для подавляющей части общества. Есть ли сегодны такие ценности которые способны не разъединить, а объединить, мобилизовать, если не всех, то большенство наших граждан, сплотить наше общество.

Ответ на этот вопрос может быть следующим :

-в центре этих ценностей должен находиться сам россиянин, труженник и собственник, гражданин заботящийся о благе своей страны ( а не вкладывать деньги в зарубежные банки);

-права и свобода этого гражданина закреплены законами ;

-в таком обществе каждый россиянен – хозяин страны, а не содерженец.

Устои такого общества в следующем. В политике – открытие демократического общества с исп. политической системы. Но новая российская государственность не может основываться на одном Чужеземном опыте, а на наших традициях.

Экономика – многообразие форм собственности.

В духовной сфере – система ценностей и целкостных ориентиров отражающих научно, объективно окружающий мир, объединяющий членов общества и обеспечивающих стабильное поступательное его развитие.

Выводы :

Политическое сознание – это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств , посредством которых происходит осознание (отражение, восприятие) сферы политики социальными субъектами (индивидами , группами, классами, общностями).

Политическая идеология – это система идей, программ, лозунгов в которых выражаются интересы тех или иных политических сил ( социальных групп, классов и их организаций ) и определяются цели и задачи их деятельности по изменению или закреплению политического строя общества.

Лекцию подготовил полковник  Гаврилов А.А.