Аудит качества (виды, категории, тиры и цель аудита), страница 3

Если аудиты выполняются должным образом, всякий аудит может служить мотивацией для персонала всех уровней и поможет создать и поддерживать настоящую среду качества. Правильная организация процесса внутреннего аудита помогает каждому работнику на своем месте определить, насколько верно он выполняет предписанные ему функции и свое взаимодействие в процессе.

Поэтому независимо от класса и типа аудита или проверки, они должны проводиться соответственно квалифицированным и обученным персоналом, состоящим из профессиональных аудиторов/проверяющих из штата организации или нанятого. Важно, чтобы была получена информация, и аудитор должен продемонстрировать надлежащий уровень достоверной проверки.

Ценность внутреннего аудита зависит от того, как запланировано его проведение, как он осуществляется и каковы его результаты. Для этого в ходе аудита важно получить как можно больше данных, при этом необходимо тщательно выбирать области для проверок, определить приоритетные направления и сосредоточиться на них. Практический опыт внутренних аудитов показывает, что для получения объективной информации в программу аудита следует включить следующее:

·  контракты, т. к. в них содержатся конкретные требования. Это лучшее подспорье для аудитора, где он может проверить, насколько требования контракта выполняются;

·  технические условия, имеющие регулирующий характер, в отдельных отраслях промышленности ТУ в значительной степени регулируют производственные процессы.

Например, в пищевой промышленности при производстве питьевой воды, в фармацевтической отрасли и товаров народного потребления, независимые аудиты показали, что следует подвергать проверке их соблюдение требованиям технических условий при планировании внутренних аудитов. Кроме всего, важно включать в программу внутренних аудитов такие структурные подразделения, как отдел кадров, службы маркетинга и рекламы, финансовые отделы и другие службы, т. к. плохо налаженная работа отрицательно сказывается на отношениях с потребителями. К примеру, несвоевременно и неправильно оформленные счета, из-за чего потребители вынуждены тратить свое время, или недостаточная квалификация работников этих служб, отсутствие обратной связи, все это в условиях рынка ухудшает отношения с потребителями. Поэтому аудитор должен четко руководствоваться следующим: там, где существует риск скомпрометировать качество или где это реально происходит, «неприкасаемых» не должно быть.

Внутренний аудит относится к принципиальным положениям стандартов на систему менеджмента. Он в первую очередь дает возможность определить, насколько обязательные и принятые по собственному усмотрению процедуры и запланированные мероприятия правильно составлены, выполняются и направлены на предупреждение отрицательных последствий. Значимость результатов внутренних аудитов также в том, что они могут быть использованы независимыми экспертами для оценки способности организации вскрывать существующие в ней несоответствия стандарту и находить возможность для непрерывного улучшения, используя стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Аудит второй стороной

Как было установлено раньше, проверка второй стороной выполняется организацией в своих собственных целях в другой организации. Может так случиться, например, что Вашей организации надо проверить одного из поставщиков или потенциальных поставщиков. Суть - получение достаточной информации о системе менеджмента качества Вашего поставщика и обеспечение уверенности, что все определенные потребности и требования этой системы выполняются и будут выполняться в дальнейшем.

Главное, чтобы проверка выполнялась профессионально и точно отражала эффективность системы менеджмента качества поставщика. Помните, результаты повлияют на коммерческие решения, которые могут быть дорогостоящими и решающими для будущего обеих организаций. Поэтому она должна быть предпринята соответственно квалифицированным и обученным персоналом, обеспечивая тем самым получение корректной информации.