Реактивный научно-исследовательский институт (1933-1940 гг.), страница 3

В 1934-1935 гг. Королев, используя свой опыт и положение известного конструктора и летчика, в свободное от работы время проектировал летательные аппараты, пригодные для использования в качестве ракетопланов.

В 1936 г. работы над ракетопланом были включены в планы РНИИ. После углубленных изысканий и рассмотрений различных конструкций был разработан проект двухместного самолета - моноплана РП-318 с жидкостной ракетной двигательной установкой на основе трехкамерного ЖРД с суммарной тягой 900 кгс, работавшего на азотной кислоте и керосине. Тяговооруженность самолета позволяла осуществлять взлет с Земли и быстрый набор высоты. Самолет имел следующие расчетные характеристики: стартовая масса 1600 кг, масса топлива 540 кг, масса полезного груза 160 кг, длина 7,5 м, размах крыльев 7,4 м, тяговооруженность 0,56, максимальная высота при взлете с Земли 9 км, при старте с восьмикилометровой высоты - 25 км. В качестве первого шага было принято решение о создании ракетоплана РП-318-1 на базе двухместного планера СК-9, который был построен Королевым еще в 1935 г. Для ракетоплана была создана и отработана двигательная установка на основе ЖРД ОРМ-65. После проведения серии холодных испытаний по регулировке системы подачи в период с декабря 1937 г. по апрель 1938 г. было проведено 32 огневых испытания двигателя, которые показали, что двигательная установка отвечает предъявляемым требованиям и может обеспечить полет ракетоплана.

В феврале 1938 г. Королев совместно с Е. С. Щетинковым выдвинул и обосновал идею создания истребителя-перехватчика с ЖРД. Были представлены различные варианты компоновки экспериментального стратосферного самолета на азотнокислотном и кислородном ЖРД, поднимающегося с Земли до высоты 20 км и при пуске с самолета до высоты 40 км. Королев готовился совершить первые полеты с работающим ЖРД на ракетоплане РП-318-1, однако в июле 1938 г. он был ранен при аварии на стенде крылатой ракеты 212, и отработка ракетоплана надолго задержалась.

В последующие годы ведущим конструктором по ракетоплану РП-318-1 был назначен известный в те годы авиаконструктор А. Я. Щербаков, а по двигателю - А. В. Палло. На ракетоплане был установлен ЖРД РДА-1-150, являющийся модификацией ОРМ-65. Ракетоплан РП-318-1 имел следующие характеристики: масса конструкции 345 кг, масса двигательной установки 137 кг, масса топлива 75 кг, масса пилота с парашютом 80 кг, полная стартовая масса 657 кг, длина 7,88 м, размах крыльев 17 м, площадь крыла 22 м2.

Исторический полет ракетоплана, пилотируемого первым советским летчиком-ракетчиком В. П. Федоровым, состоялся 28 февраля 1940 г. В отчете Федорова о полете говорилось: «После отцепки установил скорость 80 км/ч. Включение двигателя произвел на высоте 2600 м. Запуск ЖРД прошел нормально. Все контрольные приборы работали хорошо. При давлении в камере 12 ат, что соответствовало тяге 150 кгс, ЖРД имел ровный режим работы, который поддерживался до полного израсходования топлива. Примерно на пятой-шестой секунде после включения ЖРД скорость полета возросла от 80 до 140 км/ч. Я установил режим полета с набором высоты 120 км/ч и держал его во все время работы. По показаниям приборов подъем происходил со скоростью 3 м/с. В продолжение всей работы ЖРД в течение 110 с был произведен набор высоты в 300 м. На всем протяжении работы ЖРД никакого влияния на управляемость РП-318-1 замечено не было. Планер вел себя нормально - вибрации не ощущалось. После выключения двигателя спуск ракетоплана происходил нормально».

10-19 марта 1940 г. на РП-318-1 состоялись еще два успешных полета. Эти полеты стимулировали также развитие работ по внедрению ракетного двигателя в авиацию.

Глава 2.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.