Наряду с проблемой создания надежных ЖРД все большее значение приобретала проблема обеспечения устойчивости полета ракет, в том числе проблема автоматической стабилизации баллистических ракет. Первый ракетный гироскопический прибор стабилизации ГСП-1 был создан группой сотрудников РНИИ под руководством С. А. Пивоварова во второй половине 1934 г. Наряду с разработкой аппаратуры управления важное значение имели экспериментальные исследования особенностей полета крылатых ракетных аппаратов. Нужно было выяснить причину возмущений, приводящих к нарушению устойчивости в полете, выбрать наиболее подходящие аэродинамические схемы ракет, профили несущих плоскостей. Для этого требовалось провести летные испытания моделей крылатых ракет. Было принято решение исследовать устойчивость ракет без систем управления на моделях с пороховыми двигателями, которые отличались от имевшихся в то время ЖРД более высокой надежностью и простотой эксплуатации. В 1935 г. состоялись многочисленные пуски экспериментальных неуправляемых пороховых ракет массой 5-11 кг, имевших размах крыла и длину фюзеляжа 0,5 м и отличавшихся одна от другой формой крыла и оперения. Ракеты изготавливались весьма тщательно. Были введены регулировка направления вектора тяги двигателя на центр тяжести ракеты, чтобы исключить возмущающий момент, а также регулировка по продувкам в аэродинамической трубе положения плоскостей управления ракеты, чтобы исключить их аэродинамическую несимметрию и обеспечить полет с заданным углом атаки. Пуски этих ракет дали богатый экспериментальный материал для теоретических исследований устойчивости полета и проектирования крылатых ракет с ЖРД.
В 1936 г. работы над жидкостными баллистическими и крылатыми ракетами с системами управления были объединены в одном отделе РНИИ, руководимом Королевым. В этом же году прошел официальные стендовые испытания двигатель ОРМ-65 конструкции Глушко, работавший на азотной кислоте и керосине и предназначавшийся для ракетоплана и крылатой ракеты. Его создание позволило приступить к разработке более простых в эксплуатации ракет на высококипящем топливе.
Под руководством Королева разрабатывались крылатые ракеты 212 с гироскопическим автопилотом и 301 с гирокомандной системой наведения, оснащенные двигателем ОРМ-65, а также серия ракет 217-П на РДТТ. Рабочий проект ракеты 212 был утвержден техническим советом РНИИ в августе 1936 г. Ракета имела следующие характеристики: стартовая масса 165 кг, масса топлива 15 кг, масса полезного груза 35 кг, размах крыла 3 м, площадь крыльев 1,7 м2, аэродинамическое качество 12,5, длина 3 м, максимальная скорость 280 м/с, скорость взлета 40 м/с, максимальная дальность полета 80 км. На ракете использовался автомат стабилизации, обеспечивавший стабилизацию по трем осям. Старт производился с ракетной тележки-катапульты, разгоняемой пороховым двигателем тягой 1850 кгс. Ракета представляла собой моноплан со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло несло элероны, а хвостовое оперение - рули курса и тангажа. В центроплане поперек фюзеляжа располагались топливные баки: три бака для азотной кислоты и один для керосина, а также баллон со сжатым азотом. Все трубопроводы, электропроводка и тяги к органам управления проходили внутри корпуса ракеты и в расположенном над фюзеляжем желобе коммуникаций. Корпус ракеты - цельнометаллический из дюралюминия.
В 1937-1938 гг. проводились продувки ракеты в аэродинамических трубах ЦАГИ, отработка установки двигателя ОРМ-65, гироавтомата, регистрирующей аппаратуры, пневмогидравлической схемы, холодные и огневые испытания двигательной установки.
29 января 1939 г. было проведено первое летное испытание ракеты, которая стала первым отечественным ракетным летательным аппаратом, взлетевшим с помощью ЖРД на высококипящих компонентах топлива. Однако основной идеей Королева в 30-е годы было создание экспериментального ракетного летательного аппарата для полета человека в стратосфере как первой ступени на пути к космическим кораблям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.