БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. УСТИНОВА
Кафедра «Технология машиностроения» (П8)
Курсовая работа
по дисциплине: «Метрология, стандартизация
и управление качеством»
Выполнил:
Студент Плюснин А. И.
Группа Е 121
№ зачётной книжки Е 121-14
Проверил:
«___»_________________2002 г
_____________ Григорьев Ю. Б.
Санкт-Петербург
2002
Задание. 3
Часть 1. Описание узла. 4
Часть 2. Назначение посадок. 4
Часть 3. Расчёт гладких предельных калибров. 5
Часть 4. Расчет размерной цепи. 7
Список литературы.. 9
Дан фрагмент узла № 45, коробки скоростей станка.
Выполнить:
1. назначить систему, квалитеты и посадки для соединений деталей, т.е. на сборочном чертеже проставить числовые и буквенные обозначения;
2. на все диаметры, указанные в задании, проставить посадки соединений и дать обоснование выбора посадок в виде таблицы;
3. рассчитать исполнительные размеры гладких предельных калибров для контроля деталей «втулки» и «вала» соединения Ø8 ;
4. рассчитать контркалибры для скобы Ø8 ;
5. разработать схемы полей допусков калибров и контркалибров;
6. разработать эскизы рабочих калибров;
7. разработать чертёж вала № 6;
8. составить и рассчитать по заданию №45 размерную цепь;
9. привести список литературы.
Предоставленный в задании № 45 узел является коробкой скоростей станка. Агрегат работает следующим образом. Вал (6), получая от внешнего источника крутящий момент с помощью установленного на нём посредством шлицевого соединения и закреплённого штифтом зубчатого колеса (8), вращается в корпусе (2) коробки скоростей в двух роликовых конических подшипниках (5) и (14). Кроме того, на вал (6), также посредством шлицевого соединения, установлен двухступенчатый шестерёнчатый блок (9), который может перемещаться вдоль вала. Перемещение блока (9) осуществляется с помощью муфты (10), закреплённой на валу (1) штифтом. Вал (1), в свою очередь, перемещается вдоль своей оси во втулках (3) и (12). Муфта (10) удерживается в нужном положении с помощью направляющей (11). Блок (9) в зависимости от положения вступает в зацепление с одной из шестерён на некотором третьем валу, не показанном на чертеже, и передаёт ему крутящий момент.
Для простановки посадок выбрана система отверстия. Посадки выбраны в соответствии с рекомендациями источников [1,3,9].
1 |
Ø47 |
Неподвижное соединение наружного кольца подшипника (5) с корпусом (2). Класс точности 0, нагружение местное (вращающийся вал), режим работы лёгкий. |
2 |
Ø20 |
Неподвижное соединение внутреннего кольца подшипника (5) с валом (6) (циркуляционное нагружение –вращающийся вал). |
3 |
Ø28 |
Неподвижное соединение распорной втулки (7) с валом (6). Данная посадка обеспечивает гарантированный зазор и, следовательно, лёгкость разборки, сохраняя достаточную точность центрирования (нагрузка небольшая). |
4 |
М12x1– |
Резьбовое соединение пробки (4) с втулкой (3). В соединении использована метрическая однозаходная правая резьба с мелким шагом. Применена наиболее распространённая посадка. |
5 |
Ø20 |
Неподвижное соединение втулки (3) с корпусом (2) без дополнительного крепления. Посадка обеспечивает минимальный гарантированный натяг и достаточную прочность соединения при небольших нагрузках. |
6 |
Ø8 |
Подвижное соединение вала (1) с втулкой (3). Посадка обеспечивает осевое перемещение вала внутри втулки при сохранении достаточно точного центрирования. |
7 |
Ø10 |
Неподвижное соединение муфты (10) с валом (1). Посадка даёт небольшой зазор, лёгкость сборки и разборки; неподвижность соединения обеспечивается штифтом. |
8 |
10 |
Подвижное соединение муфты (10) с шестерёнчатым блоком (9). Данная посадка гарантирует большой зазор для относительного перемещения соединяемых деталей, в том числе в условиях сильного загрязнения. |
9 |
d–6x23x28x6 |
Шлицевое соединение вала (6) с зубчатым колесом (8) и блоком (9), центрируемое по внутреннему диаметру. Шестерёнчатый блок перемещается вдоль оси вала. |
10 |
Ø8 |
Неподвижное соединение направляющей (11) муфты (10) с корпусом (2). Посадка гарантирует большой зазор, так как данное соединение не требует большой точности, а детали дополнительно соединены винтом и не подвергаются сильным нагрузкам. |
11 |
Ø8 |
Аналогично п.6; подвижное соединение вала (1) с втулкой (12). |
12 |
Ø20 |
Неподвижное соединение втулки (12) с корпусом (2) (аналогично соединению № 5). Использована менее точная посадка, так как втулка дополнительно закреплена винтом. |
13 |
М12x1– |
Аналогично п. 4; резьбовое соединение пробки (13) с втулкой (12). |
14 |
Ø47 |
Аналогично п. 1; соединение наружного кольца подшипника (14) с корпусом. |
15 |
Ø20 |
Аналогично п. 2; соединение внутреннего кольца подшипника (14) с валом (6). |
16 |
Ø47 |
Неподвижное соединение крышки (15) с корпусом. Посадка гарантирует достаточно большой зазор, обеспечивая лёгкость сборки и разборки. Так как между крышкой и корпусом находится прокладка, крышка должна быть закреплена винтами (на чертеже не показаны). |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.