Советская культура (общий очерк). Социалистический реализм. Шестидесятники

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Советская культура (общий очерк)

Под советской культурой понимается культура, существовавшая на пространстве СССР в 1917-1991 годы. В основе ее единства лежали идеологические (коммунистическая доктрина) и политические (единое государство) предпосылки. В период своего существования советская культура претерпела определенную эволюцию и ряд типологических изменений, которые с достаточной степенью условности могут быть сведены к следующим этапам:

1918 — середина 1930-х гг. — 1920-е годы отмечены поиском новых «революционных» форм в искусстве, создавались новые литературные объединения, открывались театральные студии, устраивались разнообразные выставки, к началу 1930-х гг. со стороны властей наметилась четкая тенденция упорядочить «культурные потоки» и ввести их в единое контролируемое русло; в середине 1930-х процесс был близок к завершению, все несогласные с официальной политикой в области культуры вынуждены были работать «в стол», многих из них ожидали репрессии. Основные этапы и знаковые фигуры периода — Горький, В. Маяковский, РАПП, «Серапионовы братья», «Кузница», «Перевал», М. Шолохов, Первый съезд советских писателей, И. Бродский, А. Дейнека, Б, Иогансон, ГОСТИМ, В. Мейерхольд, Третья студия МХАТ, Е. Вахтангов, конструктивизм, братья Веснины, К. Мельников, Я. Протазанов, С. Юткевич).

Середина 1930-х — середина 1950-х — формирование стилистического и тематического канона, расцвет социалистического реализма (литература — А. Фадеев, А. Н. Толстой; изобразительное искусство — В. Серов, П. Корин, С. Коненков, В. Мухина; кино — Г. Александров, Л. Орлова, Н. Черкасов, И. Пырьев, С. Герасимов; театр — Р. Симонов, Н. Хмелев, Н. Охлопков, А. Тарасова).

Середина 1950-х — конец 1960-х — «оттепель», ослабление идеологического контроля (А. Солженицын, Ю. Трифонов, Р. рождественский. А. Вознесенский. Е. Евтушенко, А. Ахмадулина, Б. Окуджава, М. Шатров, Г. Чухрай, М. Хуциев, А. Тарковский, Г. Товстоногов, О. Ефремов, Ю. Любимов, И. Смоктуновский, Э. Неизвестный, Б. Жутовский, Э. Белютин, Д. Краснопевцев).

Начало 1970-х — 1986 гг. — «застой», несмотря на усиление цензурного пресса, во всех областях культуры пробивались ростки подлинного искусства, отражающего реальные процессы в жизни общества (В. Астафьев, В. Распутин, В. Высоцкий, «Метрополь», А. Эфрос, М. Захаров, Вен. Ерофеев, О. Рабин, В. Сидур, А. Зверев).

1986-1991 год — «перестройка»: новая «оттепель» и распад единого культурного пространства (возвращенные имена, писатели русского зарубежья, деятелии культуры — народные депутаты, А. Рыбаков, В. Маканин, Т. Кибиров, Д. Пригов, V съезд кинематографистов, Э. Климов, С. Соловьев, Л. Додин, П. Фоменко, М. Жванецкий, Ю. Карякин, Е. Яковлев).

Советская культура 1920-х — 30-х годов.

Советская культура первых лет существования советской власти во многом унаследовала стилистическое разнообразие русской культуры начала двадцатого века. Первый нарком просвещения А. В. Луначарский постоянно подчеркивал, что нарождающаяся культура — это поле для бесконечных экспериментов и поисков новых форм во всех областях искусства, но с учетом того, что было накоплено человечеством в предшествующие эпохи. Действительно, в советской культуре данной эпохи сосуществовали символистское течение (поэма А.Блока «Двенадцать»), эксперименты конструктивистской и футуристической направленности (поэмы и стихотворения В. Маяковского, его же Окна РОСТА, театр А. Мейерхольда, поэтика В. Хлебникова, архитектурные проекты Татлина), усвоение традиций иконописи (работы К. Петрова-Водкина), реалистическая школа живописи (И. Бродский, К. Юон, Б. Кустодиев) и литературы (рассказы И. Бабеля, романы Л. Леонова, «Железный поток» С. Серафимовича), литература «мифологического гротеска» («Собачье сердце» и «Роковые яйца» М. Булгакова), литературный имажинизм (творчество С. Есенина), архитектурный функционализм Ле Корбюзье и его школы. В бурно развивающейся национальной кинеметографии главные имена эпохи — С. Эйзенштейн (Броненосец Потемкин», 1925), Я. Протазанов («Аэлита», 1924; «Сорок первый», 1927) и Л. Кулешов «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»(1920). Вместе с тем, несмотря на стилистическое разнообразие, советская культура в данный период обладала рядом существенных общих черт. Важнейшая из них — это принятие самой идеи насильственного социального переустройства, признание необходимости решительной ломки «старого мира». Во-вторых, принявшие революцию деятели культуры понимали свою деятельность как подчиненную по отношению к революционной идеологии, и отсюда — ориентация многих из них на массового потребителя, стремление к доступности (не случайно эталоном раннего советского искусства стал плакат — помимо упомянутых Окон РОСТА, можно назвать плакат Д. Моора). Наконец, уже ранняя советская культура характеризовалась известным универсализмом, распространяя свои принципы не только на «высокие», но и на прикладные искусства («агитационный фарфор», игрушки).

Похожие материалы

Информация о работе