Период жизни страны, позже названный «периодом застоя», характеризовался сосуществованием трех культур: официальной, выражающей требования тогдашней идеологии, культуры, подчеркнуто дистанцирующейся от идеологии, и политизированной диссидентской культуры, имеющей, как правило, выраженную антисоветскую направленность.Ужесточение политики государства в области идеологического контроля привело к тому, что все споры об истории советского государства оказались на длительное время закрыты. Существует мнение, что политика «закручивания гаек» имела тяжелые последствия для всей неофициальной советской культуры, однако самый тяжелый удар получила как раз официальная советская культура, которой, по существу, разрешено было лишь повторять то, что было создано раньше. Если в начале и середине 70-х еще выходят значительные фильмы о войне (киноэпопея Ю.Озерова «Освобождение» (1970-1972), сериал Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Они сражались за Родину» В.Шукшина (1975), то важнейшая для советской идеологии тема революции и главного советского вождя — Ленина — не обогащается сколько-нибудь заметными произведениями.В советской кинематографии периода по-прежнему популярен жанр комедии (Э. Рязанов «Ирония судьбы, или с легким паром» (1976), «Служебный роман» (1977), Г. Данелия «Мимино» (1977) и др.). В комедиях 70-х годов больше психологизма и меньше эксцентрики, чем в их предшественницах; и в целом они аполитичны. Скрытую апологию режиму можно увидеть в фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1980), но и здесь она почти теряется за превалирующей лирической темой. За исключением более ранних «Иванова детства» и «Андрея Рублева» на период начала 70-х — середины 80-х годов приходится все творчество А. Тарковского. В конце 70-х годов появляются телефильмы главного режиссера театра Ленком Марка Захарова, полные скрытой иронии по адресу «серьезности власти».Литература эпохи представлена в основном авторами, пришедшими в литературу еше в 50-е — 60-е годы. Среди наиболее заметных книг эпохи: «Царь-рыба» В. Астафьева (1976), «И дольше века длится день» Ч. Айтматова, «Завтра была война» Б. Васильева (1984), «Знак беды» В. Быкова (1982).На семидесятые — начало восьмидесятых годов приходится расцвет полусамодеятельного жанра советской культуры — авторской песни, и пик популярности В. Высоцкого, ставшего олицетворением советской неофициальной культуры.Наконец, с начала 70-х годов советской идеологии начинает противостоять диссидентская контркультура. Самая безобидная ее форма — соц-арт, высмеивающий стиль и язык советской классической живописи и «советский постмодерн» В. Ерофеева («Москва—Петушки», 1970), а самая серьезная — работы, разоблачающие советский исторический миф («Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына (1973), фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1984).
Советская культура периода перестройки (1986-1991)
Начавшийся в 1985 года процесс либерализации советской системы в первые годы перестройки стимулировал публикацию целой лавины художественных и документальных произведений, приоткрывших завесу над закрытыми страницами советской истории. Толстые журналы, в которых печатались «Дети Арбата» А. Рыбакова (1986), «Белые одежды» В. Дудинцева (1988), «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Печальный детектив» В. Астафьева, зачитывались до дыр, достать их в библиотеках было невозможно.Когда на экранах кинотеатров демонстрировался фильм Т. Абуладзе (1984, выпуск 1986), к кассам выстраивались километровые очереди. Общество жаждало правды, которую хотя и в дозированном объеме находило в средства массовой информации, книгах, театральных подмостках, киноэкране.Но политика гласности, выразившаяся, в частности, в публикации не издававшейся ранее диссидентской и эмигрантской литературы (так называемые восстановленные имена), а также зарубежной литературы антитоталитарной направленности (романы Дж. Оруэлла, Ф. Кафки, А. Кестлера и др.) привела к постепенной поляризации общества: часть твердолобых по-прежнему, не ведая сомнений, отстаивала социалистические идеалы, другая часть общества ратовала за возвращение к «ленинским нормам», а третья целиком отвергала советский образ жизни. Компромисс в виде «социализма с человеческим лицом» предлагаемый официальной властью, оказался невозможен, и единое культурное пространство под названием «советская культура» перестало существовать.Помимо литературы, наиболее заметным явлением эпохи перестройки стали театр и кинематограф. С большим успехом шли злободневные спектакли Московского театра им. Ермоловой «Говори» А. Буравского (1986), МХАТа «Дальше, дальше, дальше» М. Шатрова (1986), остро социальные фильмы В. Пичула «Маленькая Вера» (1986), Ю. Мамина «Фонтан» (1988), А. Прошкин «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987), С. Соловьева «Асса»(1988) и некоторые др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.