Советская культура (общий очерк). Социалистический реализм. Шестидесятники, страница 2

Советская культура 1930-х — 50-х годов

В конце 1920-х годов советское государство принимает курс на ускоренную индустриализацию и построение социалистического общества. При этом культура понимается коммунистической властью как один из важнейших инструментов для утверждения новых порядков. Акценты культурного процесса существенно смещаются: задача культуры теперь — не поиск нового, а прославление достигнутого. Олицетворением новых тенденций был спроектированный А. Щусевым мавзолей Ленина в Москве (1929-1930), ставший не только образцом для последующей советской архитектуры «большого стиля», но и архетипической моделью всей советской культуры. Литературе и искусству был предписан канонический метод, с которым следует подходить к изображаемой натуре — «социалистический реализм», требующий отображать действительность «в ее революционном развитии», и дан набор приоритетных тем: героическое прошлое страны и ее счастливое настоящее, а также близкие к ним темы прославления политического руководства страны, мощи советского государства и, одна из важнейших для советского искусства и литературы —тема беспощадной борьбы с классовым врагом.К концу 30-х годов соединенными усилиями кинематографии, литературы и живописи создается исторический миф о возникновении и развитии советского государства (фильмы: М. Ромма «Ленин в Октябре», 1937; «Ленин в 1918 году» С. Юткевича; «Человек с ружьем», 1938; А. Гинзбурга «Член правительства», 1940), в послевоенные годы — Ю. Райзмана «Кавалер Золотой Звезды» (1950) и др.; романы: М. Шолохова «Поднятая целина» (1932-1960), «Как закалялась сталь» Н. Островского (1932-34), Ф. Гладкова «Энергия» (1938), Г. Маркова «Строговы» (1939), произведения М. Шагинян, стихи Н. Грибачева и М. Светлова, пьесы Н. Погодина «Аристократы» (1934), «Кремлевские куранты» (1942) и др.; многочисленные живописные работы. В изображении современной советской действительности выделялись темы преображенного труда и нового быта. Символом высокого престижа человека труда в Советском Союзе стала скульптура В.Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937), открывавшая советский павильон на международной выставке в Мюнхене. В изображении нового труда и быта особенного успеха добились советская кинематография: комедии Г. Александрова «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Цирк» (1936), И. Пырьева «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950), К. Юдина «Девушка с характером» (1939) и др. Идее прославления мощи советского государства была посвящена программа послевоенного строительства в Москве высотных зданий, самое большое из которых — здание МГУ на Воробьевых горах (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев и др.).Наряду с официальной культурой в Советском Союзе 1930-х — 50-х годов выживала и неофициальная и полуофициальная культура, главные достижения которой относятся к области литературы и музыки. Это — романы «Мастер и Маргарита» (1929-1960) М. Булгакова, «Доктор Живаго» (1946-1955) Б. Пастернака, поэзия Анны Ахматовой и О. Мандельштама, новеллы М. Зощенко и Д. Хармса, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931), симфонии Д. Шостаковича. Не являясь (в отличие от эмигрантской литературы) прямым оппонентом господствующей идеологии, эта литература и музыка представляли очевидную альтернативу ее мировоззренческим установкам, за что такого рода произведения были, как правило, отлучены от массового читателя и слушателя, а их авторы подвергались гонениям.

Социалистический реализм

В 1934 состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей, который был призван упорядочить работу «инженеров человеческих душ». В качестве единственного художественного метода признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были сформулированы в «Уставе Союза писателей СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность. Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено с политическим определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства.

Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре. Многие художники, чье творчество не укладывалось в прокрустово ложе соцреализма, в лучшем случае отлучались от литературы и искусства, в худшем — подвергались репрессиям (Мандельштам, Мейерхольд, Пильняк, Бабель, Хармс, Павел Васильев и др.).