«Развитие» метода привело к тому, что в 1960-е — 1980-е годы официальные власти из огромной массы певцов соцреализма выбирали самых лояльных, осыпая их в изобилии премиями и званиями, появился даже термин «секретарская литература» (так называли произведения секретарей Союза писателей, издаваемые миллионными тиражами).
Но жизнь всегда оказывалась сложней государственных предписаний и догм. Несмотря на то что, официальная критика и литературоведение причисляла к выдающимся представителям соцреализма таких писателей, как А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, Л. М. Леонов, они не являлись в чистом виде таковыми (хотя некоторые их произведения вполне отвечали требования основного метода). Сила их таланта, самобытное дарование раздвигали ограниченные рамки соцреализма, подлинно талантливые книги этих писателей вошли в сокровищницу великой русской литературы.
Конечно, было немало тех, кто выдавал на-гора нетленные образцы соцреализма: в литературе — Ф. В. Гладков, С. П. Бабаевский, Г. М. Марков; в живописи — В. А. Серов, А. М. Герасимов, Д. А. Налбандян, в кино — некоторые фильмы Г. В. Александрова, И. А. Пырьева, М. Э. Чиаурели; в драматургии и театре — А. В. Софронов, Н. Ф. Погодин, А. Е. Корнейчук.
С крушением Советского Союза перестал существовать и социалистический метод.
«Оттепель» (середина 1950-х — конец 1960-х годов).
После смерти Сталина и XX съезда КПСС, осудившего культ личности вождя всех народов, почувствовалась некоторая либерализация практически во всех сферах жизни. Этот довольно короткий период в советской истории впоследствии получил метафорическое название «оттепель» (так называлась повесть И. Г. Эренбурга, 1954-1956). Обнародование фактов о сталинских репрессиях, о людских потерях в годы Великой Отечественной войны вызвали шок у рядовых граждан. Но подлинным потрясением стала публикация в журнале «Новый мир» рассказа бывшего «зэка» А. И. Солженицына «Один Ивана Денисовича» (1962). В 1960-е годы вокруг журнала, возглавляемого А. Т. Твардовским, группировались авторы-новомировцы (прозаики В. Некрасов, Ю. Трифонов, Б. Можаев, В. Быков, Ю. Бондарев, поэты А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Н. Коржавин и др.), многим из которых суждено было войти в историю как шестидесятники. Даже «святая святых» советской культуры — тема революции и Ленина — потребовала существенно иного истолкования, что выразилось, в частности, в пьесах М. Шатрова («6 июля», 1966 и др.) и живописных полотнах, стремящихся приблизиться к «правде жизни».В 1960-е годы происходит подъем и национальных культур союзных республик: Ч. Айтматов («Джамиля», Материнское поле», «Прощай, Гульсары»), О.Сулейменов («Солнечные ночи», «Глиняная книга»), Ю. Рытхеу («Сон в начале тумана»), Н. Думбадзе («Я, бабушка, Илико и Илларион«, «Я вижу солнце»), Э.Межелайтис (поэзия), В. Бубнис («Березы на ветру»); национальные школы живописи и скульптуры.В своем изображении жизни авторы 1960-х годов делали акцент не столько на героике, сколько на повседневности, и не столько о новом, сколько о вечном (Ю. Нагибин «Далекое и близкое» (1965), Д. Гранин «Иду на грозу» (1962), писатели-«деревеншики» (В. Распутин, В. Белов и др.). Эти же годы отмечены появлением проблемной фантастики, (братья Стругацкие: «Трудно быть богом», 1964), «Понедельник начинается в субботу», 1965 и др.) и годы открытия новых имен в поэзии (Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава и др.)Необходимость переосмысления незыблемых прежде положений ввело советскую культуру в состояние поиска, характерное для первых лет ее существования. Эта атмосфера поиска «правды» хорошо передана в советском кинематографе тех лет. В фильмах М. Хуциева («Застава Ильича», 1965), В. Шукшина («Живет такой парень», 1964), А. Салтыкова («Председатель», 1964), А. Тарковского («Андрей Рублев», 1966), С. Ростоцкого («Доживем до понедельника», 1968) и др. поднимались темы духовного, нравственного поиска, чутко отражавшие настроения в обществе. Кинематограф одним из первых отреагировал на потепление климата в стране: в лучших фильмах о войне центр тяжести резко сместился в сторону судьбы простого солдата, выдюжившего на своих плечах немыслимые испытания («Летят журавли» М. Калатозова, 1957, «Судьба человека» С. Бондарчука, 1959, «Баллада о солдате», Г. Чухрая, 1959, «Иваново детство», 1962, «Отец солдата» Г. Чхеидзе, 1965).Этапным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1956 году в Москве театра-студии «Современник» (название говорило само за себя). Группа молодых актеров-энтузиастов во главе со своим лидером О. Н. Ефремовым выиграло битву с чиновниками от культуры — добиться в то время создания нового театра было делом заведомо обреченным. В 1963 году выпускной курс театрального училища им. Вахтангова (руководитель Ю. П. Любимов) показал дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, ставшему на долгие годы визитной карточкой нового театра на Таганке — духовного форпоста тех лет.В Москве и Ленинграде проводились выставки современной живописи, на которые выстраивались многотысячные очереди. Но власти, пошедшие на полумеры, были напуганы нарастающими тенденциями свободного выражения мысли. Инициатор разоблачения сталинских преступлений Н. С. Хрущев, посетив в декабре в 1962 выставку абстрактного искусства в московском Манеже, обрушился с непотребной критикой на ее участников, которые вскоре были лишены возможности выставляться, а значит, и полноценно работатьНачался откат. Были зарублены на стадии верстки новые произведения Солженицына, конфискована рукопись антисталинского романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (1948-1960, книга увидела свет только в годы перестройки). В 1964 году со своего поста был смещен Хрущев, повеяло еще большим холодком. Цензура усилилась, запрещались спектакли, фильмы ставились «на полку», самодеятельные выставки разгонялись. Началом конца оттепели стал процесс над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем, которые были осуждены только за то, что отважились опубликовать свои произведения на Западе. С вводом войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны» надежды шестидесятников на социализм с человеческим лицом окончательно рухнули. Тем не менее оттепель, безусловно, подготовила почву для пеерестроечных процессов гласности и сыграла свою позитивную роль. в демократическом обновлении общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.