Основной танк "Меркава" (Боевое применение. ТТХ танков Меркава), страница 6

Танк “Меркава” имеет относительно невысокую подвижность из-за недостаточной величины удельной мощности и пружинной подвески опорных катков. В то же время, по мнению израильских танкостроителей, подвижность танка адекватна условиям его применения.

В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения “Спектроникс”.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Фильтро-вентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтро-вентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80х80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями.

Несмотря на необычную компоновку, резко выделяющую “Меркаву” из всех современных основных боевых танков, в его конструкции применено мало технических новинок. В то же время танк наилучшим образом соответствует израильской доктрине применения бронетанковых подразделений в условиях ближневосточного театра военных действий. По уровню комплексной защищенности от воздействия противотанковых средств танк “Меркава” на момент разработки считался лучшим танком западного мира. Масса брони составляет примерно 75-80% массы пустого танка. Всего построено примерно 250 танков “Меркава” Mk.1.

“МЕРКАВА” МК.2

Модификация Mk.2 разработана с учетом боевого опыта, полученного в ходе войны 1982 г. Танк модели Mk.2 стал, так сказать, непосредственным результатом сражений в Ливане. Оказалось, что даже совершенная бронезащита “Меркав” Mk. 1 не спасает от огня 125-мм гладкоствольных пушек танков Т-72, применявшихся Сирией, поэтому основной целью модернизации стало дальнейшее усиление бро-незащиты.

Бронирование башни усилено путем установки накладных экранов. Стальная броня экранов обладает повышенной снарядостойкостью по сравнению с броней танка “Меркава” Mk.1. Бортовые экраны измененной формы также изготовлены с применением брони нового типа, предусмотрена возможность установки на них блоков динамической защиты. Экраны подвешены на стальных листовых рессорах с целью уменьшения вероятности их потери при движении по сильно пересеченной местности.

Вид на люки в корме корпуса "Меркавы" Mk 2

Модифицирована система управления огнем за счет установки более совершенного баллистического вычислителя и нового лазерного дальномера. СУО была разработана израильской фирмой Элбит и получила название “Матадор-2”.

Программой модернизации предполагалось дальнейшее форсирование дизеля AVDS-1790-5A, однако на Mk.2 остались стоять прежние моторы мощностью 900 л.с., но была установлена новая автоматическая трансмиссия израильской конструкции. Емкость топливных баков по сравнению с предыдущей моделью увеличена примерно на 25%.

Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.

Танки “Меркава” Mk.2 поступили на вооружение армии обороны Израиля в 1983 г. До уровня Mk.2 были доведены все танки “Меркава” Mk. 1; танки варианта Mk.2 строились и заново.

“МЕРКАВА” МК.3

Работа над третьей моделью израильского танка началась в конце 1983 г. Израиль Тал определил Mk.3 как танк 90-х годов, который по боевой эффективности должен превзойти все основные боевые танки 80-х годов: “Леопард-2”, “Челленджер”, М1, Т-80, Т-72... Презентация танка “Меркава” Mk.3 состоялась 4 мая 1989 г., в том же году танк принят на вооружение. Программой строительства вооруженных сил Израиля предусмотрена модернизация танков Mk.2 до уровня Mk.3 и постройка новых машин в варианте Mk.3. По мнению английского эксперта в области бронетехники P.M. Огоркевича, лично “экзаменовавшего” все модели “Меркав”, Mk.3 представляет собой фактически новый танк, а не модернизированный MR. 2.