Л.9. Анализ погрешностей бескарданных инерциальных измерительных модулей
9.1. Общие положения
Модель погрешностей БИИМ в выработке навигационных и динамических параметров в векторно-матричной форме в терминах пространства состояний согласно приведенным ранее скалярным уравнениям (см. Л8 раздела 2) может быть представлена в следующем виде:
(9.1.1)
,
где
- векторы состояний погрешностей соответственно аналогов ИСК и вертикали места, а также вертикального канала корректируемого БИИМ;
- матрицы динамики соответственно аналогов ИСК (8.24) и вертикали места (8.38), а также вертикального канала (8.39) БИИМ;
- матрицы взаимосвязи соответственно аналога вертикали с аналогом ИСК и вертикального канала с аналогом вертикали;
и - входные возмущения и матрицы коэффициентов при входных возмущениях;
, - “нулевые” и единичная матрицы соответствующих размеров;
и - управляющие воздействия, соответствующие режиму работы БИИМ, и матрицы коэффициентов при данных управлениях;
, - векторы погрешностей БИИМ в выработке соответственно навигационных параметров и параметров ориентации;
, и , - матрицы связи, соответствующие кинематическим соотношениям (8.20) или (8.53) для навигационных параметров и (8.44) или (8.65) для параметров ориентации, при этом для БИИМ на ДУС .
Погрешности БИИМ в выработке навигационных и динамических параметров, как линейной динамической системы при воздействии случайных возмущений, могут быть полностью охарактеризованы, как известно [26, 51], векторами средних значений
(9.1.2)
и ковариационными матрицами
(9.1.3)
где ; - оператор математического ожидания.
При этом для векторов средних значений погрешностей БИИМ будут справедливы следующие решения:
(9.1.4)
(9.1.5)
(9.1.6)
, (9.1.7)
где - переходные матрицы состояния соответственно аналогов инерциальной системы координат и вертикали места, а также вертикального канала, которые для стационарного случая () равны
, (9.1.8)
причем - единичные матрицы соответствующих размерностей.
Решения вида (9.1.4)…(9.1.7) целесообразно использовать для описания погрешностей БИИМ, имеющих квазидетерминированный характер в одном запуске системы и обусловленных погрешностями начальной выставки или протяженной коррекции БИИМ, погрешностями калибровки коэффициентов модели дрейфов их гироскопов и акселерометров, списывающих устройств позиционных гироскопов типа ЭСГ, а также глобальными и региональными составляющими аномалий гравитационного поля (АГП) Земли, которые могут быть аппроксимированы постоянными величинами в районе движения объекта.
Анализ погрешностей БИИМ, обусловленных нестабильностью в пуске дрейфов гироскопов и погрешностей акселерометров, флуктуациями морских течений и инструментальных погрешностей лага и глубиномера или высотомера, локальными изменениями АГП и другими возмущениями, носящими случайный характер, можно проводить, исходя из следующих решений:
1) либо путем вычисления сначала корреляционных матриц погрешностей подсистем: аналогов ИСК, вертикали и вертикального канала
, (9.1.9)
где весовые матрицы подсистем, корреляционные матрицы входных возмущений;
и соответственно ковариационных матриц при , а затем нахождения ковариационных матриц погрешностей БИИМ в выработке навигационных и динамических параметров
, , (9.1.10)
где - ковариационные матрицы векторов , , ;
2) либо путем вычисления сразу ковариационных матриц , из решений для матриц ковариаций рассматриваемых подсистем с расширенными векторами состояний , т.е. когда коррелированные возмущения описываются марковскими процессами с входными белыми шумами интенсивности и вносятся в вектор состояния системы. Эти решения
(9.1.11)
соответствуют матричному дифференциальному уравнению
(9.1.12)
где - соответствующие матрицы для системы с расширенным вектором состояния.
Затем уже находим решения для ковариационных матриц погрешностей БИИМ.
Следует заметить, что решение вида (9.1.9) и (9.1.10) целесообразно применять при нахождении аналитических зависимостей для дисперсий погрешностей БИИМ, а решение матричного дифференциального уравнения (9.1.12) обычно используется при численном интегрировании, так как вектор состояния системы во втором случае значительно расширен из-за представления входных возмущений марковскими процессами различной размерности с входными белыми шумами.
Для анализа погрешностей БИИМ в выработке динамических параметров используются также следующие полиномы, аппроксимирующие погрешности системы по составляющим вектора линейной скорости или перемещения на интервале времени взаимодействия с корабельными потребителями:
или
, (9.1.13)
где , - интервал времени выставки (калибровки) бортовой системы потребителя, на котором определяются коэффициенты аппроксимирующих полиномов.
Для нахождения аналитических решений, определяющих погрешности БИИМ в выработке навигационных и динамических параметров, воспользуемся приближенными математическими моделями погрешностей моделирования в БИИМ аналогов инерциальной системы координат и вертикали места, которые справедливы в силу следующих допущений. Положим, что
· для того чтобы ошибки аналогов инерциальной системы координат и вертикали места описывались системой стационарных линейных дифференциальных уравнений, объект перемещается с постоянной линейной скоростью () по параллели Земли ();
,
. (9.1.14)
Модель дрейфов ДУС может быть аппроксимирована в виде суммы нескольких составляющих:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.