Уплотнительные соединения. Уплотнения продольного движения. Уплотнение привалочных поверхностей фланцев и крышек. Эксплуатация трубопроводов, страница 5

Важным условием достижения герметичности уплотнения является обеспечение правильных геометрических форм деталей и качества уплотняющих поверхностей. При высоких скоростях скольжения особое значение приобретает перпендикулярность герметизирующей плоскости к оси вала, которая при скоростях порядка 40м/с и выше должна быть выдержана в пределах 0,0) мм на радиусе 25мм; отклонения от плоскостности не должны превышать 0,8-1,0мкм. Чистота обработки рабочих поверхностей уплотнительных колец должна быть Яа 0,32.

Качество уплотнений в значительной мере зависит также от правильного выбора материала контактирующих колец. Распространена пара из бронзового и чугунного уплотнительного кольца и стального опорного кольца (буксы) с цементованной поверхностью. Чугун приго-ден для работы с маловязкими маслами, керосином и бензином; при вязких маслах предпочтительнее бронзовые кольца.

IВ последнее время для изготовления герметизирующих поверхностей колец механических уплотнительных устройств стали применять угольно-графитовые, графитометаллические и керамические материалы, : в также керамические покрытия по металлу и политетрафторэтиленовые р пластмассы с наполнителем (уголь или стекловолокно).

6.3 Уплотнение привалочных поверхностей фланцев и крышек

Привалочные поверхности обычно герметизируются либо с помощью податливых прокладок, либо с помощью резинового маслобен- Востойкого шнура.

В качестве прокладок применяют резиновый лист, паронит, картон или металлические прокладки из декапира. Последние необходимы В тех случаях, когда зазор определяется как результирующее звено суммы отклонений размеров по длине деталей, образующих его. Более податливые материалы при сжатии крышкой или фланцем уплотняются, заполняя оставшиеся после механической обработки впадины, и герметизируют систему. Однако при многократных сборках и разборках деформированная поверхность прокладки не попадает в прежние борозды, при этом возникают зазоры, по которым происходят утечки и проникает в систему запыленный воздух. Прочность прокладок невелика и зачастую требует замены после каждой разборки.

Для гидросистем, предъявляющих повышенные требования к герметизации, применение резинового шнура позволяет получить больший аффект. Во фланце крышки (или корпуса) фрезеруется канавка, глубина которой по величине меньше диаметра, кольца на 10-30%. В эту канавку одним из клеев, соединяющих металл и резину, приклеивается круглый резиновый шнур, концы которого срезаются под острым углом и также склеиваются, создавая замкнутый контур. Применение шнура требует увеличения ширины фланцев, толщины крышки (или фланца в корпусе) и весьма трудоемко в изготовлении. Кроме того, под воздействием высокой температуры и легированных масел резина стареет, теряет эластичность, уменьшается в размерах, и на стыке возникает зазор. Шлифовка ее поверхностей для уплотнения непосредственно стыком - дорогостоящий процесс, причем не всегда эффективный из-за коробления деталей при естественном старении.

Большое распространение в технике для герметизации привалочных плоскостей получили специальные герметики, имеющие высокие адгезионные свойства по отношению к металлам (липкость), а также высокую вязкость, препятствующую вытеканию из зазора. Обычно эти герметики, изготавливаемые из дефицитных и дорогостоящих компонентов, при непродолжительном старении застывают в зазоре, заполняя риски и борозды и герметизируя зазор. При каждой разборке этот слой необходимо удалить, что требует дополнительных затрат ручного труда.

Донбасским государственным техническим университетом и заводом АЗ МОЛ была предложена и изготовлена новая незасыхающая замазка для герметизации стыков. Обладая большой липкостью по отношению к металлам, замазка не изменяет своей вязкости при работе, обладая масловодостойкостью при повышенных температурах.