Уплотнительные соединения. Уплотнения продольного движения. Уплотнение привалочных поверхностей фланцев и крышек. Эксплуатация трубопроводов, страница 3

Данный тип уплотнения предназначается как для предотвращения вытекания рабочей жидкости из внутренних полостей гидроагрегатов, так и для предохранения от проникновения внутрь воды и грязи при перепаде давления не более 0,05МПа, температуре нагрева до 120°С и скорости скольжения не более 10м/с. Однако такие уплотнения могут работать при перепадах давления до 0,8МПа, но в этих случаях для предотвращения выворачивания манжеты позади нее должен быть оставлен конусный упор. Средние утечки жидкости при работе данного уплотнен ния составляют около 0,5- 1см3/ч.

Рисунок П. - Уплотнение манжетного типа УМА

6.2.2 Износ вала и уплотняющей кромки манжеты

Выход из строя радиального манжетного уплотнения в основном (более, чем в 50% случаев) происходит в результате изнашивания поверхности вала.

Стойкость вала с повышением его твердости практически не повышается. По наблюдениям иногда изнашивание даже увеличивается. Но если повышается твердость за счет хромового покрытия, то увеличивается износостойкость. Правда при этом возникает опасность отслоения хромового покрытия.

Момент трения, а, следовательно, и температура контакта зависит Ьт чистоты обработки вала, причем при давлении уплотняющей среды до 0,3МПа момент трения с увеличением чистоты поверхности обычно уменьшается, а при давлении выше 0,ЗМПа- увеличивается.

Вообще, чем выше чистота, тем срок службы выше. Практически

достаточно  иметь  среднеквадратичную  высоту неровностей

0,4+0,6мкм и уплотнения будут работать годами.

6.2.3 Рекомендации по контролю деталей уплотнительного узла

На рабочем участке вала (в месте контакта) не должно быть царапин, задиров, следов коррозии и других дефектов. Овальность - не пре-1 вышать 0,01 мм.

При наличии следов обработки в виде винтовых микроканавок они должны быть направлены против направления вращения вала, чтобы препятствовать вытеканию жидкости.

На манжете не должно быть наплывов, инородных включений,! пузырей и других дефектов, особенно на рабочей кромке и посадочной! поверхности.

Перед монтажем манжеты должны быть выдержаны при 1*50°С в течении 8-12 часов. При установке манжету нужно смазать тонким слоем густой смазки. Через шлицы, шпоночные канавки манжеты мож- ] но устанавливать только с помощью специальных оправок.

6.2.4 Уплотнение кольцами круглого сечения

Кольца круглого сечения могут применяться для уплотнения вращательных соединений по обычной схеме (при установке колец под прямым углом к оси вращения вала) лишь при относительно легких скоростных и нагрузочных режимах. Радиальное сжатие кольца в этом случае не должно превышать 5-6% от поперечного его сечения, а окружная скорость вала - 2м/с. Эти ограничения обусловлены тем, что на контактной поверхности развиваются недопустимо высокие температуры, вызывающие старение резины и быстрый выход уплотнения из строя.

Для облегчения условий работы кольцо устанавливают под некоторым углом (а=3*5°) (рис. 12) к плоскости, перпендикулярной к оси вала, благодаря чему значительно улучшаются смазка скользящих пот верхностей и условия отвода от них тепла. Установка кольца под углом а=3° снижает коэффициент трения в ~2 раза в сравнении с обычной уся тановкой кольца в плоскости, перпендикулярной к оси вала.

Рассматриваемые кольца пригодны для работы при окружных скоростях вала до 2,5-3м/с и давлениях жидкости до 0,5МПа. Радиальное сжатие колец должно быть в пределах 9-11%. При уменьшении ок


ружной скорости до 1,5м/с радиальное сжатие при сохранении той же Температуры можно повысить до 13%. При окружной скорости 0,5м/с давление может быть повышено до 5МПа.

Размеры уплотнительного кольца и канавки для его размещения должны быть подобраны такими, чтобы не происходило проворачивания кольца в канавке относительно оси вала, для чего момент силы трении кольца в канавке должен превышать момент силы трения его по вращающемуся валу. Для обеспечения этого монтажное натяжение Кольца в канавке должно превышать натяжение по валу. В практике (нпмеры кольца и вала подбираются так, чтобы кольцо надевалось на йм/1 без растяжения, т.е. внутренний диаметр кольца в свободном состоянии должен быть равен или несколько больше диаметра с!в вала. 11ару жный же диаметр кольца в свободном состоянии должен быть на 5-1% больше диаметра с1к донышка канавки.