удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
4. Организационная модель функционирования железнодорожного транспорта в России
Основной задачей, стоящей перед отраслью, явился выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта в России, который осуществлялся с учетом состояния железнодорожного транспорта в России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.
Для успешной реализации выбранной организационной модели необходимо принципиально решить ряд конкретных первоочередных задач:
1. Разделить функции деятельности на железнодорожном транспорте:
· на функции государственного управления (с наделением ими преобразованного в процессе реформирования МПС России);
· и функции хозяйственной деятельности (с наделением ими единого хозяйствующего субъекта в лице вновь создаваемого ОАО «РЖД»).
(В частности, разделить функции федерального органа исполнительной власти на железнодорожном транспорте - МПС России, т.к. правовое положение его в настоящее время противоречит Конституции и всему действующему законодательству, в связи с одновременным исполнением тех и других функций).
2. Разделить виды хозяйственной деятельности на основные (непосредственно связанные с перевозками) и неосновные виды деятельности (непосредственно не связанные с перевозками, которые впоследствии должны быть выведены из системы железнодорожного транспорта).
3. Определить перечень и осуществить классификацию видов деятельности (с целью перехода от монопольного состояния к конкурентному и замены государственного регулирования на рыночные механизмы, сохранив, при этом, государственное регулирование и контроль над монопольным сектором - инфраструктурой) на:
· естественно монопольные;
· временно монопольные (потенциально конкурентные);
· конкурентные.
4. Осуществить формирование организационной структуры по основным видам деятельности (в целях повышения финансовой прозрачности, экономической эффективности, инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта; создания новых мотиваций к труду, обеспечения социальных гарантий работникам).
5. Этапы проведения
структурной реформы
В целях минимизации риска необратимых действий Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте установлено, что реформирование структуры железнодорожного транспорта будет осуществляться поэтапно, с реализацией намеченных задач в три этапа:
Первый этап – 2001 - 2002 годы
(спродолжительностью 1,5-2 года);
Второй этап – 2003 - 2005 годы;
Третий этап – 2006 - 2010 годы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (подготовительный)
Цель: Создание единого хозяйствующего субъекта – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») с управлением бизнесом по видам деятельности. |
Содержание:
1.Подготовка правовой основы, необходимой для проведения структурной реформы на федеральном железнодорожном транспорте:
· отмена ограничений, связанных с приватизацией предприятий и объектов железнодорожного транспорта (исключение их из утвержденного на законодательном уровне перечня предприятий, не подлежащих приватизации);
· подготовка и принятие базовых законов, необходимых для проведения реформы.
2.Разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью.
3. Разделение видов хозяйственной деятельности на:
· непосредственно связанные с перевозками – основные;
· непосредственно не связанные с перевозками – неосновные.
4. Классификация видов деятельности на:
· естественно монопольные;
· временно монопольные (потенциально конкурентные);
· конкурентные.
5.Продолжение работы согласно Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта:
5.1. Создание компаний по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.
5.2. Создание грузовых компаний – операторов, владеющих собственным подвижным составом.
5.3. Продолжение вывода из структуры федерального железнодорожного транспорта и передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
5.4. Акционирование и приватизация общестроительных организаций, заводов, предприятий торговли и общественного питания, других объектов непрофильной сферы, не связанных с работой железнодорожного транспорта.
5.5. Продолжение работы с малодеятельными и неперспективными железнодорожными линиями и участками в плане:
· передачи соответствующим субъектам Российской Федерации;
· продажи хозяйствующим субъектам;
· закрытия (прекращения их деятельности) по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых они проходят.
6.Подготовительные работы в целях создания (в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта) единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») с управлением бизнесом по видам деятельности:
6.1.Проведение реструктуризации кредиторской задолженности
(поэтапного погашения задолженности по разрешению Правительства РФ в размерах и в сроки по заранее согласованным графикам) предприятий железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней и иным обязательным платежам и по договорным обязательствам.
6.2. Подготовительные работы для последующего формирования
имущественного комплекса ОАО «РЖД» (в связи со сменой собственника имущества железнодорожного транспорта):
· проведение инвентаризации имущества и обязательств
предприятий дороги;
· проведение инвентаризации земельных участков предприятий дороги;
· разработка и внедрение механизмов обеспечения сохранности активов федерального железнодорожного транспорта.
6.3. Формирование организационно – функциональной структуры управления ОАО «РЖД» на основе обследования предприятий железнодорожного транспорта по хозяйственным и бизнес-процессам.
6.4. Разработка и принятие корпоративных нормативно-
правовых актовдля создания и функционирования ОАО
«РЖД».
6.5. Разработка внутрифирменных систем учета и отчетности:
· финансово- экономических взаимоотношений в ОАО «РЖД» на всех уровнях управления (финансового планирования, финансового контроля, оперативной управленческой отчетности);
· бухгалтерского и налогового учета;
· учетной системы.
6.6. Разработка основных принципов системы инвестиционной
деятельности ОАО «РЖД».
6.7. Разработка основных принципов и механизмов
государственного регулирования:
· цен на продукцию железнодорожного транспорта (перевозки) при либерализации тарифов;
· в обеспечении недискриминационного доступа пользователей услуг к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
6.8. Формирование механизма финансовой поддержки
убыточных видов деятельности:
· пассажирских перевозок в дальнем следовании;
· пассажирских перевозок в пригородном сообщении;
· эксплуатации малоинтенсивных линий и участков.
6.9. Разработка отраслевой подпрограммы федеральной
целевой программы «Содействие занятости населения
Российской Федерации на 2002-2005 годы» в части,
касающейся железнодорожного транспорта.
6.10. Разработка системы мотивации труда (оплаты труда,
предоставление социальных льгот и т.п.) работников.
6.11. Разделение бухгалтерского учета и подготовка
отчетности по основным видам хозяйственной
деятельности:
· грузовые перевозки;
· содержание и эксплуатация инфраструктуры;
· предоставление услуг локомотивной тяги;
· пассажирские перевозки в дальнем следовании;
· пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
· ремонт подвижного состава;
· прочие виды деятельности.
ВТОРОЙ ЭТАП
Цель: Реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности. |
Содержание:
1. Осуществление правового и нормативно-технологического обеспечения в области:
· сертификации продукции и услуг;
· лицензирования отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте;
· метрологического обеспечения в области стандартизации и обеспечения единства измерений на железнодорожном транспорте;
· привлечения инвестиций для развития железнодорожного транспорта;
· тарифного регулирования в отношении владельцев
подвижного состава.
2. Завершение оптимизации организационно-функциональной структуры управления ОАО «РЖД», включая систему управления по видам деятельности.
3. Создание системы и условий для инвестиционной привлекательности отрасли.
4. Формирование системы государственной поддержки убыточных видов деятельности.
5. Разработка системы повышения благосостояния и социальной защищенности железнодорожников.
6. Реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения из него самостоятельных структурных образований, осуществляющих:
· пригородные пассажирские перевозки;
· пассажирские перевозки в дальнем следовании;
· ремонт технических средств для железнодорожного транспорта и производство запасных частей;
· специализированные грузовые перевозки: транзитные, интермодальные (перевозки смешанными видами транспорта) и рефрижераторные перевозки;
· неосновные виды деятельности, не связанные с перевозками.
7. Постепенная реорганизация самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте, путем преобразования их:
· в дочерние общества ОАО «РЖД»;
· в независимые хозяйствующие субъекты - с последующей частичной продажей акций (долей).
В сфере грузовых перевозок:
4.1. Развитие операторских грузовых компаний (рост их количества и доли на рынке грузовых перевозок) путем создания организационно-правовых условий для постепенного изменения соотношения доли парка магистральных локомотивов и грузового вагонного парка, находящегося в частной собственности грузовых операторских компаний и в собственности ОАО «РЖД», в сторону увеличения его в компаниях-операторах.
4.2.Создание на базе имущества ОАО «РЖД» дочерних обществ, осуществляющих специализированные грузовые перевозки (контейнерные, транзитные, интермодальные, рефрижераторные и др.).
В сфере пассажирских перевозок дальнего следования:
4.3.Выделение дирекций по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании из состава железных дорог и на их основе формирование Федеральной пассажирской дирекции в виде филиала ОАО «РЖД».
4.4.Создание на базе имущества ОАО «РЖД» дочернего общества - Федеральной пассажирской компании (при условии действия механизма государственной финансовой поддержки пассажирских перевозок).
4.5. Преобразование Федеральной пассажирской компании в холдинговую компанию путем создания на базе ее имущества дочерних обществ – региональных пассажирских компаний.
В сфере пригородных пассажирских перевозок:
4.6.Создание пригородных пассажирских компаний в форме:
· структурных подразделений ОАО “РЖД”;
· дочерних открытых акционерных обществ (ОАО) с участием региональных или муниципальных органов власти.
В сфере ремонта технических средств для железнодорожного транспорта и производства запасных частей:
4.7. Создание на базе имущества ОАО “РЖД” дочернего общества (нескольких обществ, объединенных в холдинговую компанию) по капитальному ремонту и производству путевой техники.
4.8. Реструктуризация предприятий по ремонту подвижного состава и производству электротехнической продукции, вошедших в состав ОАО “РЖД” с целью универсализации их деятельности и повышения конкурентности между ними.
4.9. Выделение ремонтных предприятий из ОАО “РЖД” в форме:
· самостоятельных открытых акционерных обществ;
· дочерних открытых акционерных обществ;
· функционирование в составе холдинговой компании (нескольких компаний, объединяющих предприятия по видам ремонта)с постепенным открытием сферы деятельности для частных акционеров.
В сфере обслуживания пассажиров:
4.10. Реорганизация ОАО “РЖД” путем выделения структурных образований, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания пассажиров (сервис и продажа билетов), с созданием условий для привлечения частных инвестиций.
В сфере деятельности, не связанной с перевозками(обслуживания, торговли, общественного питания, услуг населению, иной деятельности):
4.11. Реорганизация ОАО “РЖД” путем выделения структурных образований и создания на базе имущества ОАО “РЖД” дочерних обществ с созданием условий для привлечения частных инвестиций.
В сфере деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций:
4.12. Реструктуризация научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, вошедших в состав ОАО “РЖД” для повышения эффективности их деятельности с возможным выделением их из состава ОАО “РЖД” в виде самостоятельных дочерних обществ.
В составе ОАО “РЖД” научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации останутся в виде филиалов или структурных подразделений.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Цель: Создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. |
Содержание:
1. Оценка целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе).
2.Развитие конкуренции и открытие доступа частному капиталу:
В сфере грузовых перевозок:
2.1. Осуществление мероприятий по повышению уровня
конкуренции на рынке грузовых перевозок на участках сети, имеющих параллельные ходы (возможно в европейской части
России).
При этом за данными компаниями сохраняются обязательства перед государством в части обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, мобилизационной подготовки.
2.2. Создание условий и стимулов для дальнейшего развития частной собственности на подвижной состав (вагонный и локомотивный парк).
2.3. Предоставление возможности создания на базе предприятий промышленного железнодорожного транспорта, отдельных подъездных путей и строящихся новых отдельных железнодорожных линий вертикально интегрированных железнодорожных компаний, владеющих подъездными путями и линиями, подвижным составом, с предоставлением доступа на магистральные сети и рынок грузовых перевозок данным компаниям на основе системы лицензирования.
В сфере пассажирских перевозок дальнего следования:
2.4. Открытие доступа частному капиталу в сфере пассажирских перевозок дальнего следования, которые организационно выделены в несколько самостоятельных региональных пассажирских компаний.
2.5.Предоставление права региональным пассажирским компаниям на осуществление пассажирских перевозок поездами своего формирования на всей территории страны, вне зависимости от региона расположения той или иной компании.
2.6. Формирование условий для создания вне системы ОАО “РЖД” частных пассажирских компаний на всех направлениях пассажирских перевозок.
В сфере пригородных пассажирских перевозок:
2.7. Продажа лицензий на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении, ограниченных сроком действия (франшиз), заинтересованным компаниям, прошедшим соответствующую сертификацию.
2.8. Увеличение количества компаний, осуществляющих пригородные перевозки, принадлежащих частично или полностью субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным властям.
В сфере ремонта технических средств для железнодорожного транспорта и производства запасных частей:
2.9.Проведение продажи акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в области железнодорожного транспорта, частным собственникам.
При осуществлении неосновных видов деятельности, не связанных с перевозками:
2.10. Полное открытие неосновных видов деятельности, не связанных с перевозками, для доступа частного капитала и дальнейшее развитие конкуренции, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг.
6. Ожидаемые результаты реформирования
Реализация Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте позволит обеспечить достижение целей реформирования, а также решить основные проблемы железнодорожного транспорта.
1. Обеспечение устойчивости и безопасности железнодорожного транспорта за счет:
· постепенности и эволюционности реформирования;
· привлечения необходимых инвестиций;
· технического перевооружения отрасли.
2. Формирование единой гармоничной транспортной системы страны создаст условия для:
· рационального распределения перевозок между различными видами транспорта;
· развития взаимодействия и координации в транспортном секторе при выполнении перевозок в смешанном сообщении;
· оптимального распределения государственной поддержки между различными видами транспорта;
· максимального использования транзитного потенциала российской транспортной системы;
· сокращения экономически обоснованных сфер монопольной деятельности различных видов транспорта в различных сегментах.
3. Повышение географической доступности железнодорожного транспорта благодаря вводу в эксплуатацию новых железнодорожных линий, в том числе построенных за счет частных инвестиций.
4. Осуществление снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение его экономической доступности за счет повышения эффективности деятельности на основе развития конкуренции.
5. Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта, в том числе за счет появления и развития новых пассажирских и грузовых компаний.
6. Обеспечение существенного повышения спроса на продукцию предприятий транспортного машиностроения за счет удовлетворения инвестиционной потребности железнодорожного транспорта, что будет стимулировать развитие этой отрасли.
7. Обеспечение привлечения дополнительного финансирования инвестиционной потребности отрасли за счет повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта в результате реформирования.
8. Обеспечение развития конкурентного рынка железнодорожных услуг в результате устранения основных препятствий за счет разделения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности, а также организационно-правового разделения в системе железнодорожного транспорта видов деятельности на естественно-монопольные, конкурентные и потенциально конкурентные.
9. Приведение нормативной базы, регламентирующей работу железнодорожного транспорта, в соответствие с основными принципами гражданского законодательства РФ, что позволит качественно повысить эффективность системы государственного регулирования.
10.Существенное повышение мотивации и производительности
труда работников железнодорожного транспорта.
11.Обеспечение полной по результатам структурной реформы
социальной защищенности работников железнодорожного
транспорта с достижением:
· повышения качества труда в связи с техническим перевооружением отрасли;
· минимизации рабочих мест с тяжелым ручным трудом и вредными условиями труда;
· повышения реальной заработной платы в сфере железнодорожного транспорта;
· повышения качества охраны здоровья и профилактики профессиональных заболеваний.
Таким образом, осуществление Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте в отношении самой отрасли послужит стимулом к переходу на новую ступень его развития и будет способствовать росту экономики страны в целом.
7. Итоги проведения первого этапа реформы
Завершен первый (подготовительный) этап проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.
1. Подготовлена законодательная база, на основе которой будет действовать обновленная железнодорожная отрасль: приняты четыре основополагающих для отрасли (базовых) федеральных закона:
· «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»;
· «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который устанавливает основы государственного регулирования железнодорожного транспорта как общего, так и необщего пользования, определяет основные требования к организациям и объектам железнодорожного транспорта, регулирует вопросы безопасности, трудовых отношений и дисциплины в отрасли;
· «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», который определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов и багажа;
· «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», который устанавливает правовые и организационные особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
2. Проведена инвентаризация всего имущества, включая земельные участки, и финансового состояния отрасли. (Имущество Октябрьской железной дороги составило сумму в 167,384 млрд. рублей, а площадь земельных участков, закрепленных за Октябрьской железной дорогой, составляет 3,142 тыс.га).
3. Обеспечено своевременное проведение реструктуризации задолженности отрасли перед государством и другими кредиторами.
4. Определен порядок приватизации имущественного комплекса федерального железнодорожного транспорта, определен порядок регулирования отношений, возникающих после процесса приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
5. Подготовлен перечень предприятий, организаций, учреждений отрасли, включаемых и не включаемых в имущественный комплекс ОАО «РЖД».
6. Определены принципы и основные положения в решении проблемы правового регулирования тарифов.
(При этом, тарифы будут сложносоставные:
· государством (ФЭК) в соответствии с принятым законодательством будет регулироваться часть тарифа, которая относится к естественным монополиям: тяговый состав, инфраструктура, сама дорога;
· затраты на сервис пассажиров, их питание и прочее – самой компанией).
7. Сформирована на первоначальном этапе реформы организационно-функциональная структура управления ОАО «РЖД» и система управления обновленной отраслью.
Информацию подготовили:
отдел реформирования, отдел по взаимодействию с субъектами Российской Федерации Октябрьской железной дороги.
Ответственный исполнитель: зам. нач. отдела реформирования Богуславская Л.Н.
Контактный телефон: 168-69-16 (ж.д. 46-916).
Тираж: 410 экз. Дата подготовки информации: 22.04.2003 г.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ
Октябрьская железная дорога
ПРИЛОЖЕНИЯ
к материалу
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА»
2003 год
Схема 1
Организационная схема
управления федеральным железнодорожным транспортом
до реформирования отрасли
( с организацией деятельности по функционально-территориальному принципу)
МПС РОССИИ (с функциями государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью)
|
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ |
ОТДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ |
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) |
Схема 2.
Организационная схема управления железнодорожным транспортом в период реформирования отрасли (с организацией деятельности по функциональному принципу)
I этап реформы (подготовительный) - Создание ОАО "РЖД". |
|||||||
МПС РОССИИ |
|||||||
(с функциями государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью) |
|||||||
¯ |
¯ |
||||||
Преобразованное МПС РОССИИ |
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" - ОАО "РЖД" (со 100% содержанием акций у государства) |
||||||
(с функциями государственного регулирования в области железнодорожного транспорта) |
(с функциями управления хозяйственной деятельностью - по видам деятельности) 1. Грузовые перевозки собственным грузовым вагонным парком, грузовые перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки. 2. Содержание, эксплуатация и предоставление услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта 3. Эксплуатация локомотивного парка и предоставление услуг локомотивной тяги 4. Пассажирские перевозки в дальнем следовании 5. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении 6. Ремонт подвижного состава 7. Прочие виды деятельности |
8. |
|||||
½ |
|||||||
II этап реформы - Реорганизация ОАО "РЖД" и создание дочерних |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.