· В скальных грунтах 1-2м.
· В грунтах средней прочности 6-8м.
· В слабых грунтах 15-20м.
Глава 6. Поиск и разведка строительных материалов на транспортных изысканиях.
При строительстве мостовых переходов, отсыпке высоких насыпей требуется значительное количество различных строительных материалов (например, для отсыпки 1 км насыпи высотой 2 м необходимо использовать 5000 м^3 дренирующего грунта (песка) и около 2500 м^3 щебня). Для создания балластной призмы стоимость строительных материалов составит около 50% стоимости всего объекта, поэтому поиск и разведка строительных материалов является одной из важных задач инженерно-геологического обоснования трассы.
Месторождениями строительных материалов называются скопления в верхней части земной коры различных горных пород, оправдывающие при определенном качестве и количестве все затраты на их разработку.
Требования к месторождениям:
· Материалы по своим свойствам должны отвечать требованиям ГОСТов.
· Благоприятные условия для разработки и эксплуатации месторождения.
· Разработка месторождения должна отвечать требованиям по охране окружающей среды. В качестве строительных материалов могут использоваться различные горные породы и различные промышленные отходы.
Различают:
· Магматические породы (граниты, диалиты…);
· Эффузивные породы (базальт, порфириты…);
· Осадочные породы:
ü Обломочные рыхлые (пески) и сцементированные (песчаники);
ü Химические и биохимические (доломиты, известняки, гипсы);
ü Глинистые (супеси, суглинки, глины);
· Метаморфические породы (мрамор);
· Промышленные отходы (шлаки, золоотвалы, формовочные пески);
Эксплуатационные условия месторождения оцениваются:
· Объёмом запасов строительных материалов;
· Соотношение мощностей вскрыш и продольной толщи;
· Наличие/отсутствие подземных вод;
· Удалённость месторождения от потребителей;
· Возможность подъезда к месторождению;
· Наличие действующих магистралей в районе месторождения;
· Возможность закладки карьера на данном участке.
Требования по охране окружающей среды.
При разработке карьеров следует избегать:
· Исключение лугов и пашен из сфер наблюдения;
· Возникновения оврагов и оползней;
· Запылённость воздушной среды;
· Нарушение системы водоснабжения при искусственном осушении карьера.
В зависимости от глубины залегания продуктивной толщи различают способы:
· Подземный (шахтный);
· Открытый (карьерный). Легче, так как упрощается организация работ, возможность работ с широким фронтом, низкая стоимость продукции, высокая техника безопасности.
По количеству запасов и удалённости стройки от месторождения различают: притрассовые (запас 10-20 тыс. м^3, около 5-10 км от строительства) и базисные (запас 50 тыс. м^3, около 500 км от строительства).
Изыскания проводятся в три этапа:
· Подготовительный. Изучаются все архивные материалы о бывших на месте геологических исследованиях. В результате обработки обосновывается выбор перспективных участков, составляются рекогносцировочные маршруты и геологические карты этого района.
· Полевой. Производится поиск и разведка месторождений. При поисковых работах:
ü Исследуется район с целью установления наличия месторождения строительных материалов.
ü Проводится отбор образцов для предварительно-качественной характеристики материала.
ü Приближённо оцениваются запасы строительных материалов.
· Разведка. Цели:
Ø Выявление геологических условий залегания продуктивной толщи (определяется толщина вскрыши и мощность продуктивной толщи, коэффициент рентабельности).
Ø Установление гидрогеологических и инженерно-геологических условий эксплуатации месторождения.
Ø Проводится качественное опробование продуктивной толщи.
Ø Подсчитываются запасы строительных материалов (точно).
Ø Делается прогноз о воздействии карьера на окружающую среду.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.