Отчёт по геологической практике на территории геологических заповедников (поселки Саблино, район Павловска) и в районе поселка Тарховка, страница 5

Инженерно-геологические изыскания составляют неотъемлемую часть всего комплекса транспортных изысканий проектирования строительства и реконструкции инженерных сооружений.

Инженерно-геологические условия оказывают решающее влияние на размещение и конструкцию сооружения, условия производства строительных работ и на стоимость строительства.

Устойчивость, долговечность сооружения, надёжность его работы могут быть досконально изучены и будут давать правильный прогноз от взаимодействия построенного сооружения с окружающей средой.

Инженерно-геологические исследования проводятся с целью получения исходных данных для проектирования строительства.

Объекты изысканий.

Важнейшими объектами изысканий на железных дорогах являются:

·  Земляное полотно;

·  Верхнее строение пути;

·  Искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, селеспуски);

·  Устройства электрификации и связи;

·  Устройства водоснабжения и водоотведения;

·  Рабочие посёлки и промышленные предприятия;

·  Карьеры и месторождения песка, камня, гравия, кирпично-цементного сырья.

Задачи, решаемые на инженерно-геологических изысканиях.

·  Изучение геологического строения, распространения, состава, состояния и свойств грунтов для оценки возможности их использования в качестве основания среды или материала инженерных сооружений.

·  Установление условий залегания, распространения особенностей режима движения подземных вод, а также характера площади развития, интенсивности проявления и режима, неблагоприятных для строительства и эксплуатации транспортных объектов геологических процессов.

·  Поиск и разведка месторождения строительных материалов.

Состав исследований и последовательность выполнения работ.

В комплекс исследования входят:

·  Сбор изучения и систематизация материалов исследования прошлых лет;

·  Инженерно-геологическая съёмка;

·  Поиски месторождения строительных материалов;

·  Разведочные работы;

·  Опытные откачки подземных вод;

·  Стационарные режимные наблюдения за грунтовыми водами и геологическими процессами;

·  Обработка и обобщение результатов всех работ.

Изыскания и проектирования проводятся в три этапа:

·  Подготовительный период: сбор и изучения архивных материалов, составление сметы и программы изучения, выработка организационных работ;

·  Полевой период: геологическая съёмка, разведочные работы, поиск строительных материалов;

·  Камеральный метод: обработка всех результатов.

Изыскания проводятся для двух стадий проектирования:

·  Стадия проектного задания;

·  Стадия рабочих чертежей.

Инженерно-геологические исследования для проектного задания новой линии.

При изысканиях новой проектной линии следует дать принцип положения по инженерно-геологическому обоснованию для проектирования всего комплекса транспортного сооружения.

На этой стадии работы выполняются в следующей последовательности:

·  Работы выполняются для выбора основного варианта трассы;

·  Работы выполняются по выбранному варианту трассы.

На первом этапе следует выбрать вариант, проходящий по территориям с благоприятными инженерно-геологическими условиями и в то же время этот вариант должен быть конкурентно способным по стоимости, эксплуатационным расходам и другим технико-экономическим показателям.

При оценке инженерно-геологических вариантов трассы и выбора среди них основного учитываются следующие факторы:

·  Распространение неблагоприятных геологических процессов (осыпи, оползни, карсты, болота, сели, лавины, скальные прижимы);

·  Характеристика условий на местах расположения больших мостовых переходов, больших тоннелей, на высоких насыпях, на глубоких выемках.

·  Обеспечение строительными материалами, водными, людскими и энергоресурсами;

·  Протяжённость по трассе участков с пониженной несущей способности;

·  Объём работ в скальных грунтах.

Основными работами для выбора варианта трассы являются:

·  Аэрометоды;

·  Маршрутные и площадные методы геологической съёмки с одновременным поиском строительных материалов.