Инженерно-геологические изыскания составляют неотъемлемую часть всего комплекса транспортных изысканий проектирования строительства и реконструкции инженерных сооружений.
Инженерно-геологические условия оказывают решающее влияние на размещение и конструкцию сооружения, условия производства строительных работ и на стоимость строительства.
Устойчивость, долговечность сооружения, надёжность его работы могут быть досконально изучены и будут давать правильный прогноз от взаимодействия построенного сооружения с окружающей средой.
Инженерно-геологические исследования проводятся с целью получения исходных данных для проектирования строительства.
Объекты изысканий.
Важнейшими объектами изысканий на железных дорогах являются:
· Земляное полотно;
· Верхнее строение пути;
· Искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, селеспуски);
· Устройства электрификации и связи;
· Устройства водоснабжения и водоотведения;
· Рабочие посёлки и промышленные предприятия;
· Карьеры и месторождения песка, камня, гравия, кирпично-цементного сырья.
Задачи, решаемые на инженерно-геологических изысканиях.
· Изучение геологического строения, распространения, состава, состояния и свойств грунтов для оценки возможности их использования в качестве основания среды или материала инженерных сооружений.
· Установление условий залегания, распространения особенностей режима движения подземных вод, а также характера площади развития, интенсивности проявления и режима, неблагоприятных для строительства и эксплуатации транспортных объектов геологических процессов.
· Поиск и разведка месторождения строительных материалов.
Состав исследований и последовательность выполнения работ.
В комплекс исследования входят:
· Сбор изучения и систематизация материалов исследования прошлых лет;
· Инженерно-геологическая съёмка;
· Поиски месторождения строительных материалов;
· Разведочные работы;
· Опытные откачки подземных вод;
· Стационарные режимные наблюдения за грунтовыми водами и геологическими процессами;
· Обработка и обобщение результатов всех работ.
Изыскания и проектирования проводятся в три этапа:
· Подготовительный период: сбор и изучения архивных материалов, составление сметы и программы изучения, выработка организационных работ;
· Полевой период: геологическая съёмка, разведочные работы, поиск строительных материалов;
· Камеральный метод: обработка всех результатов.
Изыскания проводятся для двух стадий проектирования:
· Стадия проектного задания;
· Стадия рабочих чертежей.
Инженерно-геологические исследования для проектного задания новой линии.
При изысканиях новой проектной линии следует дать принцип положения по инженерно-геологическому обоснованию для проектирования всего комплекса транспортного сооружения.
На этой стадии работы выполняются в следующей последовательности:
· Работы выполняются для выбора основного варианта трассы;
· Работы выполняются по выбранному варианту трассы.
На первом этапе следует выбрать вариант, проходящий по территориям с благоприятными инженерно-геологическими условиями и в то же время этот вариант должен быть конкурентно способным по стоимости, эксплуатационным расходам и другим технико-экономическим показателям.
При оценке инженерно-геологических вариантов трассы и выбора среди них основного учитываются следующие факторы:
· Распространение неблагоприятных геологических процессов (осыпи, оползни, карсты, болота, сели, лавины, скальные прижимы);
· Характеристика условий на местах расположения больших мостовых переходов, больших тоннелей, на высоких насыпях, на глубоких выемках.
· Обеспечение строительными материалами, водными, людскими и энергоресурсами;
· Протяжённость по трассе участков с пониженной несущей способности;
· Объём работ в скальных грунтах.
Основными работами для выбора варианта трассы являются:
· Аэрометоды;
· Маршрутные и площадные методы геологической съёмки с одновременным поиском строительных материалов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.