12.4. Класс задач управления, функционирования обычно разбивают на следующие подклассы задач:
- «черного» и «серого» ящиков;
- задачи имитации управления объектами;
- задачи имитации движения объектов во времени или в пространстве;
- задачи имитации процессов (технологических, информационных, т.п.);
- задачи имитации происходящих в них событий и состояния объектов.
12.5. Класс задач распознавания обычно включает в себя:
- распознавания образов;
- распознавания состояний;
- распознавания событий/состояний;
12.6. Класс задач принятия решений обычно включает в себя:
- задачи принятия проектных решений;
- задачи принятия решений в управлении;
- задачи принятия решений на основе экспертных оценок;
- задачи принятия решений на основе анализа;
- задачи принятия решений на основе синтеза.
- задачи принятия решений на основе распознаваний.
12.7. Следует иметь в виду, что классификация научно-исследовательских задач весьма условна и всегда субъективна.
12.8. Каждая задача решается с помощью тех или иных методов научного исследования и методов решения данного класса задач. При этом в новой научной работе всегда должен быть предложен новый метод или метод, обладающий существенной научной новизной.
12.9. Каждая задача решается по определенному алгоритму или стратегии (строгой последовательности выполнения вычислительных процедур).
12.10. Для решения задач на ЭВМ требуется соответствующая программа реализации алгоритма с помощью алгоритмических языков различного уровня.
13. Этапы решения задач научного исследования
13.1. Несмотря на большое число различных методов решения научно-исследовательских задач, этапы (стадии) их решения практически всегда одинаковы (рис.6).
|
Рис.6. Этапы решения квалификационных научно-исследовательских задач
13.2. Такие же этапы характерны и для решения исследовательских задач научной квалификационной работы (дипломы, диссертации) При этом обязательно выделяют:
- актуальность и значимость задачи;
- научную новизну предложенных методов постановки и решения задачи;
- перечень использованных методов решения задач исследования;
- практическую ценность предложенных методов или/и полученных результатов;
- внедрение результатов (инжиниринг, эксперимент);
- апробацию и публикацию о новизне методов и полученных на их основе практических результатов.
13.3. Новое научное знание всегда получают с помощью решения новых проблем (и)или новых задач научных исследований. Для постановки проблем или задач научного исследования вначале определяют цели исследования.
III. Основы научных знаний
1. Основные философские определения научного знания
Научное знание – это способ получения нового знания (научное исследование) и одновременно результат практического использования знания. В этом заключается одно из главнейших свойств научного знания – дуальность.
Истина – грань разделения субъективного от объективного знания.
Объективная истина – правильное отражение объективной действительности в сознании исследователя. Объективная истина: относительна, абсолютна и конкретна – одновременно. Объективная истина не бывает абстрактной.
Практика – критерий истины (истинности). Практика материальна, т.к. материальные объекты можно изменять только с помощью материальных действий. Практика может быть объективной или субъективной, абсолютной или относительной, абстрактной или конкретной.
Объективная практика, также как и объективная истина, относительна, абсолютна и конкретна – одновременно.
2. Основные философские категории научного знания
Философская категория (ФК) – высказывание, форма осознания в понятиях наиболее общих и существенных законов природы, общества и мышления.
Свойство – отличительная особенность или существенный признак предмета, объекта, явления, процесса, их взаимосвязи или взаимодействия. В философии изучается в основном атрибутивные свойства. Индивидуальные и интегративные свойства изучаются в технических и естественных науках.
Атрибут – (придаю, наделяю) – неотделимое свойство предмета, явления, без которого они не могут существовать или мыслиться.
Движение – форма существования материи.
Деятельность – форма существования общества.
Функция – внешнее проявление свойств какого-либо предмета, явления.
Структура – форма внутренней организации предмета, явления или способ реализации функций.
3. Основные философские понятия научного знания
Философское понятие (Ф.П) – форма мышления, в которой отражается наиболее общие, существенные и необходимые свойства исследуемого предмета, объекта, явления, процесса.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями природы и общества. Законы носят объективный характер, бывают частными, общими и всеобщими.
Суждение – утверждение наличия или отсутствие какого-либо свойства объекта, явления, процесса.
Умозаключение – мыслительный акт, в котором из одних суждений выводятся другие.
Теория – система постулатов, законов, суждений и умозаключений в той или оной области знаний.
Парадигма – строгая научная теория, выражающая существенные черты реальности. Образец исходной концептуальной схемы, ключевой способ постановки, решения и исследования проблем. Господствует на определенном отрезке развития науки (механицизм, физикализм, системный подход).
Концепция – (понимание) определенный способ понимания трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея.
Аксиома – утверждение, умозаключение, не требующее доказательств.
Гипотеза – предположительное суждение, умозаключение, требующее проверки практикой или теорией.
Методология – совокупность приемов, методов и средств исследования, применяемая в научном познании мира. В материалистической науке методологией научного познания является диалектика – учение о всеобщем развитии, взаимодействии и взаимосвязи объектов познания.
Метод – путь исследования, способ решения задач, совокупность приемов практического или теоретического освоения реальной действительности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.