Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях, строго соответствующих этой действительности.
II. Основы научных исследований
1. Формой существования и развития науки являетсянаучное исследование. Научные исследования должны обладать такими свойствами как актуальность, значимость, востребованность, достоверность, прагматичность и т.д. В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
2. Основными категориями и определениями научных исследований являются: объекты, субъекты, темы (названия), методы (способы), виды, формы, средства (инструментарии) и результаты исследований (новые знания).
3. Объектами научных исследований являются: сферы, отрасли, области предметы науки и системы, технологии и устройства техники.
4. Субъектами научных исследований являются государственные, муниципальные, частные (коммерческие) научные учреждения и физические лица.
5. Средствами или инструментарием научных исследований являются: опыт, эксперимент, модели, алгоритмы, комплексы научных программ.
6. Результатами научных исследований являются: теории, технологии, методологии, методики, методы, модели, конструкции, устройства, а также интеллектуальная собственность юридических и физических лиц и т.п.
7. Любое научное исследование определяется темой (названием) исследования. Оно выполняется путем решения научных проблем или задач с помощью построения физических, формальных (абстрактных) и математических моделей (в том числе задач исследования), осуществляется накоплением и обработкой результатов исследований с помощью математических методов и заканчивается систематизацией полученных результатов, поверкой их достоверности на практике, выявлением их практической ценности и возможности применения.
8. Проведению научных исследований предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками информации в данной области и смежных областях исследований. Проведение научных исследований включает в себя ряд этапов:
· Первый этап — формулирование проблемы или темы исследования.
· Второй этап – анализ существующих противоречий. На основе анализа противоречий исследуемой проблемы или темы формулируют задачи целедостижения и определяют в общих чертах ожидаемый результат.
· Третий этап включает в себя разработку структуры проблемы или темы. Здесь выделяют подтемы и вопросы. Декомпозиция этих компонентов составляет дерево проблемы или даже комплексной проблемы. По каждой проблеме и теме выявляют ориентировочную область исследования.
· На четвертом этапе устанавливают актуальность проблемы или темы, т. е. ее ценность и значимость на данном этапе развития науки и техники. Для этого по каждой теме на основе анализа, методом исследовательского приближения, определяют пользу от данной темы. После такой "чистки" составляют структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы, вопросы.
По определению научной (познавательной) деятельности наука есть сфера человеческой деятельности, которая систематизирует опытные и формирует умозрительные знания с целью рационального использования их в практической деятельности.
В этой связи, научная деятельность человека направлена на проведение экспериментальных (эмпирических) и теоретических (умозрительных) исследований. Каждому из этих направлений соответствуют свои способы выполнения исследований. Сказанное выше, может быть отображено графически (рис. 4)
Рис. 4. Основные направления научной деятельности
9.1. Методы (способы) научных исследований
Таким образом, по определению науки (рис. 11.1), научные исследования бывают двух видов: теоретическими и эмпирическими или экспериментальными. Рассмотрим эти виды общественной деятельности более подробно.
9.2. Теоретические методы научных исследований.
Успешное выполнение теоретических исследований зависит не только от кругозора, творческой активности, настойчивости и целеустремленности научного работника, но и от того, в какой мере он владеет теоретическими методами исследования. Самыми известными теоретическими методами исследований являются методы дедукции и индукции.
Дедуктивный — это такой способ исследования, при котором частные положения выводятся из общих положений.
Индуктивный — это такой способ исследования, при котором по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы.
Анализ — это способ научного исследования, при котором явление расчленяется на составные части. Часто, при анализе объектов и процессов, возникает необходимость рассмотреть большое количество фактов (признаков). Здесь важно уметь выделить главное. Для этого широко применяется способ абстрагирования, т.е. отвлечение от второстепенных фактов с целью сосредоточиться на важнейших особенностях изучаемого явления.
Синтез — противоположный анализу способ, заключающийся в исследовании явления в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое. Синтез позволяет обобщать понятия, законы, теории.
Теоретические методы научных исследований подразделяют на логические и исторические методы: Логические методы, в свою очередь, включают в себя гипотетический и аксиоматический методы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.