Понятие психического здоровья. Психологические основы контакта «врач–больной». Правила первичного интервью

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Мы ждем чудес от новых

технологий, но они не избавят

нас от психологических проблем.

Андрей Курпатов

Введение

Проблема психического здоровья населения –– одна из острейших в современном мире. По свидетельству мировой статистики, только за последние полвека заболеваемость невротическими расстройствами выросли более чем в 25 раз. Тенденция роста этой патологии сохраняется.

Состояние психического здоровья все больше приобретает не только социальный, экономический, но даже политический характер. По экспертным оценкам ВОЗ, к 2020 году смертность от суицидов вследствие депрессии займет второе место среди прочих причин смерти, опередив даже онкологические заболевания. В 2000 году проблема депрессии была вынесена на специальное обсуждение экономического форума в Давосе. 2001 год впервые был объявлен ВОЗ годом охраны психического здоровья людей.

Формирование психологической компетенции врача весьма актуально. Причинами для этого являются: признание значимости психологических факторов в происхождении, течении болезней; сохраняющаяся профессиональная установка на «усредненного пациента» без достаточного учета личностной деятельности в сфере «человек –– человек»; психологическая и физическая напряженность труда врача и т. д.

Психологическая подготовка стала одним из наиболее остро развивающихся и привлекающих к себе внимание аспектов медицинского образования (консультации по проблеме коммуникаций врач –– пациент, 15–18 июня 1993 г., Женева, ВОЗ).


СОДЕРЖАНИЕ

Сокращения

Тема 1. Понятие психического здоровья. Психологические основы контакта «врач–больной». Правила первичного интервью

Тема 2. Внутренняя картина болезни

Тема 3. Основы психосоматической медицины и психотерапии

Тема 4 Основы медицинской сексологии. Основы психотерапии

Тема 1. Понятие психического здоровья.

Психологические основы контакта «врач–больной».

Правила первичного интервью (5 часов)

1. Учебные и воспитательные цели

*  ознакомление студентов с правилами ведения и структурой первичного интервью, видами навыков общения  и значимостью их в практике медицинского работника.

Мотивация для усвоения темы

Социальный заказ современности стимулирует высшее образование на создание конкурентоспособного специалиста с глубокими не только собственно медицинскими, но психологическими знаниями.

Профессиональные коммуникативные навыки, состоящие в умении правильно, комфортно для больного и информативно для врача, в значительной степени облегчает диагностику и дифференциальную диагностику. Особенно важна первая встреча и первичное интервью, закладывающие атмосферу сотрудничества между врачом и пациентом.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

· структуру первичной беседы (интервью) с пациентом;

· интерпретацию невербальных сигналов в общении с пациентом;

· правила стимулирования речевой активности и организации вещественного окружения.

Студент должен уметь

*  проводить первичное интервью с соматическим больным;

*  анализировать результаты интервью.

Студент должен овладеть практическими навыками

· организации и проведения первичного интервью;

· анализировать результаты общения с больным;

· общения с различными контингентами больных.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

·психология основных психических функций

·психология  конфликтов

·психология управления

3. Контрольные вопросы по теме занятия

·  структура и правила первичного интервью;

·  вербальное и невербальное общение;

·  дистанции общения. Роль вещественного окружения;

·  открытие и закрытие;

·  стимуляция и прояснение;

·  структурирование беседы, ведение;

·  основы конструктивного бесконфликтного общения;

·   вопросы взаимоотношений и профилактики конфликтов в коллективе;

·  понятие о синдроме эмоционального «выгорания» и меры по его профилактики;

·  профессиональная деформация, ее виды и профилактика.

4. Практическая часть занятия

Проводится анализ традиционных способов взаимодействия врача с пациентом. Осуществляется первичное интервью пациента с последующим разборов вербальных и невербальных составляющих, особенностей вещественного окружения. Навыки закрепляются при проведении тренингового (аналогового) первичного интервью между студентами с возможностью изменения стратегии поведения и анализом его совместно

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
131 Kb
Скачали:
0