Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им.Г.В.Плеханова
(технический университет)
Санкт-Петербург
|
УДК 65.012.12 (075.80)
ББК 65.053:65.9(2)29
И85
Рассмотрен порядок анализа финансового состояния предприятия, работающего в современных рыночных условиях. Методические подходы к проведению анализа финансового состояния основаны на существующих нормативных документах, законах, положениях, методических рекомендациях, используемых предприятиями всех организационно-правовых форм.
В учебном пособии особое внимание уделено анализу баланса предприятия, состоянию его имущества, источникам формирования имущества предприятия, а также показателям, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность и ликвидность, деловую активность. Дан анализ финансовой отчетности, источников формирования прибыли предприятия и факторов, влияющих на уровень рентабельности.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в горной промышленности и геологоразведке)».
Научный редактор проф. А.А.Ильинский
Рецензенты: кафедра ценообразования СПУЭиФ, гл. науч. сотр. Ю.Т.Морозов (ВИТР).
Исеева Л.И.
И85. Комплексный экономический анализ: Учеб. пособие / Л.И.исеева, Н.В.пашкевич. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2002. 76 с.
ISBN5-94211-081-6
УДК 65.012.12 (075.80)
ББК 65.053:65.9(2)29
ISBN5-94211-081-6 |
© Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова, 2002 г. |
ВВЕДЕНИЕ
Экономический анализ - наука о методах получения обоснованной информации, изучающая закономерности и связи между экономическими явлениями и процессами и позволяющая дать оценку результатов хозяйственной деятельности.
В условиях перехода к рыночной экономике повышение роли экономического анализа связано со следующими факторами:
· расширением самостоятельности предприятий в формировании и использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
· переводом экономики на рыночные методы хозяйствования, появлением новых форм собственности, организационных структур управления;
· усилением заинтересованности трудовых коллективов, руководителей предприятий в повышении рентабельности, увеличении доли прибыли, идущей на потребление и накопление;
· полнотой ответственности трудовых коллективов, руководителей предприятий за необоснованные решения, просчеты, потери, нерентабельную работу.
При организации внешнеэкономической деятельности рамки анализа должны быть расширены. через систему международного маркетинга должны решаться следующие задачи:
· маркетинговые исследования по всему комплексу товаров, производимых фирмой;
· сбор информации о новинках и достижениях зарубежных фирм в создании и продаже аналогичных изделий;
· построение прогнозов коммерческого успеха собственных товаров и товаров фирм-конкурентов;
· разработка общей стратегии экспортной деятельности;
· расчет экономической эффективности экспортной деятельности.
Знание внешнего рынка, т.е. анализ его текущих тенденций и перспектив, можно получить через специализированные отделы маркетинговых исследований, сеть консультативных фирм, специализирующихся на сборе и обработке рыночной информации.
Основные задачи консультационных центров следующие:
· проведение конъюнктурных исследований товарных рынков, выявление их связи с тенденциями развития общехозяйственной конъюнктуры отдельных регионов, стран и мирового хозяйства в целом;
· разработка типового методического обеспечения рыночных, маркетинговых исследований;
· разработка прогнозов потребности в специалистах в области маркетинга для кадрового обеспечения отделов маркетинга и маркетинговых исследований предприятий.
Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность организаций и ее результаты, изучаемые определенными способами и с определенной целью за тот или иной период на основе сведений учета и отчетности, служебной информации и непосредственных наблюдений с целью правильной оценки результатов и выявления неиспользованных внутренних резервов. Таким образом, задачи экономического анализа деятельности предприятия можно сформулировать следующим образом:
· оценка состояния имущества предприятия, источников его формирования;
· выделение факторов, влияющих на структуру баланса предприятия, и оценка структуры баланса (удовлетворительная или неудовлетворительная);
· выявление факторов, повышающих финансовую зависимость предприятия от внешних источников формирования имущества предприятия;
· проведение вертикального, горизонтального и трендового анализа баланса предприятия;
· оценка финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности;
· анализ прибылей и убытков предприятия, уровня рентабельности капитала и производства продукции.
Последовательность проведения экономического анализа следующая:
· разработка программы;
· подготовка исходных материалов;
· предварительная оценка объекта;
· интегральная оценка и обобщение результатов анализа.
Последний, основной этап анализа предполагает группировку показателей, выявление их взаимосвязи и формирование интегрального показателя, характеризующего результаты экономической деятельности; оценку влияния отдельных показателей и их групп на результаты экономической деятельности; выявление
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.