Пермский региональный институт педагогических информационных технологий
Программа учебной дисциплины
(федеральный компонент ОПД. Ф02)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
540200 «Физико-математическое образование»,
Профиль «Информатика»
Форма обучения – профессиональная переподготовка
Утверждено на заседании кафедры
(протокол № ___ от________ 2006 г.)
Зав. кафедрой
_____________________________________
Аудиторные занятия: 16 часов, в том числе: лекций - 8 часов, практических занятий – 8 часов
Самостоятельная работа:
Отчетность: зачет
Учебные занятия |
Объем (час) |
Отчетность |
Лекции Практические занятия |
8 8 |
Зачет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основании требований обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы по направлению 540200 «Физико-математическое образование», профиль: «Информатика».
Культурологические знания имеют большое значение для подготовки переподготовки современного специалиста с высшим профессиональным образованием. Культурология как учебная дисциплина должна помочь слушателю увидеть свою деятельность в контексте как профессиональной, так и национальной и мировой культуры.
Цель дисциплины: личностнаяинтеграция в постиндустриальное (информационное) общество, в котором, по мнению авторитетнейшего современного французского социолога Ж.-Ф.Лиотара «…знание стало главной производительной силой…» (см.: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., Алетейя, 1998. – С.19). Основанием для интеграции является объединение в современном культурологическом знании основных принципов функционирования и развития человечества в целом. Культурологические концепции основаны на интеграции научных основ дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля: политологии, социологии, философии истории, эстетики, теории права, антропологии, биологии, психологии, этнографии, этнопсихологии, демографии, языкознания, информатики и т.д.
Слушатель, изучающий курс «Культурологии» должен:
знать:
- смысл понятия «культура»;
- основные понятия теории культуры, ее структуру и функции;
- основные культурологические концепции, связанные с современными научными дисциплинами;
владеть:
- умением выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области;
- умением интегрировать в рамках сформулированной проблемы идеи различных областей научного знания;
- концепцией текста как любого объекта (явления, субъекта), рассматриваемого как носитель информации;
- концепцией гипертекста как «сверхносителя информации» и «расширяющегося» текста.
Концепция дисциплины основана на изучении развития истории мировой культуры (в т.ч. российской культуры) с опорой на теоретические концепции культурологии, показе реализации ценностной сущности культуры в развитии экономики, общественно-политических институтов, человеческой нравственности.
Научной основой для построения программы дисциплины является синтез концепций современных культурологических школ: общественно-исторической, антропологической, натуралистической, социологической и структурно-символической, а также принцип «объективности и историзма».
Принципы отбора и организации учебного материала
Основной структурообразующий принцип программы - интеграционный, который подразумевает знакомство слушателей с основными концептуальными понятиями культурологии, сформулированными в разных областях знания (политологии, социологии, философии истории, эстетики, этики, теории права, антропологии, биологии, психологии, этнографии, этнопсихологии, демографии, языкознания, информатики и т.д.).
Данный основной структурообразующий принцип программы дополняется принципом практической ориентации, позволяющим слушателям понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности; зная концептуальные основы современных научных дисциплин, самим практически участвовать в формировании ценностей культуры, а также в хранении и передаче базисных ее ценностей.
Принцип научности означает отражение в учебной дисциплине основных научных достижений, современных исследований и открытий в области культурологического знания.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Рабочая программа курса «Культурология» реализуется в лекционных и практических занятиях.
Цель курса: формирование у слушателей представления о культуре как о способе интеграции знаний о природе и обществе с целью информационной адаптации человека в окружающем мире, о профессиональной культуре как части национальной и мировой культур.
Задачи курса:
- овладеть основными культурологическими понятиями;
- познакомиться с концепциями основных культурологических школ;
- ознакомиться с функциями, структурой, типами культуры, методами культурологических исследований;
- использовать навыки владения «гипертекстовыми» технологиями в различных областях жизнедеятельности.
Итоговая аттестация проходит в конце шестого семестра. Студенты сдают зачет по курсу «Культурология», на котором проверяется:
- усвоение теоретического материала курса;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.