Миф. Характерные черты мифологического мышления. Мифология и философия Древней Греции. Платон и Аристотель об обустройстве общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Миф (от греческого mythos – предание, сказание) – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Основные темы мифов: космогония – представление о происхождении космоса, земли и т. д.; теогония – сказания о происхождении богов; антропогония – мифы о происхождении человека.

 Основные функции мифа– объяснение происхождения и устройства мира.

Синкретизм – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг друга.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии; а также наука о мифах.

Характерные черты мифологического мышления:

1.  Личное отношение к природе, восприятия ее как живого, мыслящего и чувствующего существа;

2.  Понимание событий как индивидуальных, а не закономерных, поскольку они определяются индивидуальной волей;

3.  Эгоцентризм, выражающейся в социоантропомофирзме -перенос на мир черт человека и общества, что задавало способ объяснения.

4.  отсутствие представлений об однородном пространстве и времени;

5.  Мышление, опирающиеся на язык, в котором отсутствуют абстрактные общие понятия.

6.  Логика движения в образах, строящаяся по принципу контраста и исчерпывания смысла абсолютных крайностей.

Демифологизация – освобождение унаследованных взглядов и понятий от их мифической формы ради последующего рационального объяснения.

Тотемизм – одна из форм архаического мифа. Время в нем имело всего одно измерение – начало. Вера в происхождения от какого-либо животного, растения, звезды.

Космогония – миф о сотворении, донаучное мифически – религиозное учение о возникновении мира, его развитии.

Веды – религиозные тексты древних  арийцев (священные гимны, молитвы, песни, описание ритуалов, обрядов.)

Упанишады – завершающая часть ведийской литературы, древнеиндийские произведения религиозно философского характера.

Место и роль человека в мире.

Социальные группы: Варны (сословное деление) и касты(професионнально - корпоративное деление).Варны - от корня «вар» («цвет»).Мифологическое представление о трех «мирах»- небесном (отдаленный космос), воздушном (видимом) и земном – проецируется на общество виде трех сословий – жрецов (белые цвет), военной знати (красный цвет) и земледельцев (ремесленников, торговцев) (желтые цвет)

Каста (джати) – замкнутая профессиональная корпорация в древней Индии, принадлежность к которой передается по наследству. Слово «каста» - португальское.

Буддизм – религиозно - философское учение – Будда, то есть Просветленный, царевич Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.

Общие черты философских школ Древней Индии:

1.окружающий мир и личность тесно связаны;

2.филосифия обращена внутрь человека;

3.жизненые принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление,  недеяние;

4.философия носит, абстрактны характер, решает проблемы первоопричнины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;

5.учение о перерождение, бесконечная цепь перерождений, вечны круговорот

Похожие материалы

Информация о работе