Программа учебной дисциплины «Культурология» (Основное содержание практических занятий, вопросы к зачету), страница 2

-  правильное применение основных понятий курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Культурология как наука. Многозначность понятия «культура». Культурология как гуманитарная наука, оформившаяся в начале ХХ в. Основания для появления науки «культурологии». Культура как предмет культурологии.

Понятие «культура» в истории философской мысли. Цицерон о культуре как о «культивировании души». Религиозное понимание культуры в средневековье (Августин Блаженный). Культура как творение человека в эпоху Возрождения (Леонардо-да-Винчи). Культура как развитие разума в философии Просвещения. И.Гердер и В.Гумбольдт о понятии «культура».

Культурология как наука в настоящее время. Структура культурологического знания. Методы теоретических культурологических исследований. Практическая культурология.

Основные научные школы в культурологии. Основные проблемы научного культурологического знания: понятие «культура», генезис культуры, динамика культуры. Понятие «культурогенеза». Динамика культуры. «Динамика» как физическое понятие. Понятие «социокультурной динамики».

Общественно-историческая школа (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби): культуры как живые организмы. Циклическая модель социокультурной динамики.

Натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Юнг). Понятие «индивидуального бессознательного» в психологической концепции З.Фрейда. Опасность «инстинктов первобытности» для выживания человечества. «Психологическая» теория генезиса культуры - культура как «табу» (З.Фрейд «Тотем и табу»). 

Понятие «коллективного бессознательного» в концепции К.Юнга. «Архетипы» в концепции К.Юнга как первоначальные представления о мире. Применение концепций З.Фрейда и К.Юнга в современной культурологии. «Архетипы» в сознании современного человека.

Социологическая школа (П.Сорокин, Т.Парсонс, М.Вебер): культура как явление общественной деятельности человека. Волнообразная социокультурная динамика в трудах П.Сорокина. Идеациональная, идеалистическая и чувственная стадии волнообразной социокультурной динамики. Толкотт Парсонс и его теория «социального действия». Макс Вебер как автор теории «идеальных типов».

Структурно-символическая школа (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Ю.Лотман): культура как процесс конструирования действительности с помощью символов. Человек как «символическое животное». «Символическая» теория происхождения культуры из утраты человеком связи с биологической средой (Э.Кассирер «Философия символических форм»).

Основные понятия темы:

 культура,

культурогенез,

социокультурная динамика

Человек как субъект культуры. Мир природы и мир человека (мир культуры). Духовная и материальная культура. Понятие «артефакта» культуры. Ценностный характер культуры. Научные, нравственные, художественные ценности. Ценности духовной культуры: общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.

Функции культуры. Функция приспособляемости к среде обитания. Функция гносеологическая (познавательная). Функция информативная. Функция коммуникативная. Функция регулятивная (нормативная). Аксиологическая (оценочная) функция. Главная функция культуры -  функция социализации (человекотворческая).

Культура и общество. Понятие «социализация». Понятие «инкультурация». Взаимосвязь социализации и инкультурации. Первичная и вторичная социализация. Понятие «социальный институт культуры».

Типы культуры (по субъекту культуры) - элитарная, народная, массовая. Основания выделения форм культуры. Причины возникновения и критика современной «массовой культуры».

Основные понятия темы:

функции культуры,

субъект культуры,