Современная постиндустриальная эпоха и современные экономические и социальные мифы.
Применение методов теории культуры для оценки современной историко-культурной ситуации.
Язык и символы культуры.
Культура как текст. Культурологическое понятие «текста». Типы «текста»:
- личностный,
- историко-культурный,
- локальный.
Теоретические подходы к локальному (городскому) тексту. В.В. Абашев и монография «Пермь как текст». Элементы текста в культурологи.
Элементы (символы) «пермского» текста.
«Петербургский» текст Ю.М.Лотмана. Анализ «петербургского» текста.
Элементы «петербургского» текста:
- природный,
- историко-культурный,
- мифологический
От «текста» – к «гипертексту» как к «сверхносителю информации» и «расширяющемуся» тексту. Примерная схема «гипертекста». Создание «гипертекста» с помощью информационных технологий:
- электронные учебные пособия,
- интегрированные уроки (Power Point 2003),
- справочники.
«Гипертекст» как осмысление сущности явлений, событий, предметов материального мира.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Культурология как наука. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований и их значения для понимания современной историко-культурной картины мира. Культурология как современное интегративное знание о человеке и способах его выживания в окружающем мире.
2. Общественно-историческая школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры и динамика культуры как часть концепций представителей общественно-исторической школы. Значение учения Н.Я.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера для современного развития культуры.
3. Натуралистическая (психологическая) школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры и динамика культуры как часть концепций представителей натуралистической (психологической) школы. Значение учения З.Фрейда и К.Юнга для современного развития культуры.
4. Социологическая школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры и динамика культуры как часть концепций представителей социологической школы. Значение учения П.Сорокина, Т.Парсонса, М.Вебера для современного развития культуры.
5. Структурно-символическая школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры как часть концепций структурно-символической школы. Роль понимания языка, символов и текста культуры в адаптации к окружающему миру конкретного человека.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ЗАЧЕТУ:
Проанализировать структуру гипертекста любого предмета (объекта).
А. Основная литература
1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М., УИЦ «Гардарики», 2000.
2. Золкин А.А. Культурология: учебное пособие для вузов. – М, ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.
3. Князева О.Р. Культурология: учебно-методическое пособие. – Пермь, ПРИПИТ, 2006.
4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001.
5. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. – М., Высшая школа, 2001.
Б. Дополнительная литература
1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь, Издательство Пермского университета, 2000.
2. История и культурология/под ред. Шишовой Н.В.: Учебное пособие для студентов. – М, Логос, 2000.
3. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., «Лань», 2001.
Хрестоматия по культурологии: в 2 т. – СПб., Петрополис, 1999.
Составитель примерной программы по дисциплине «Культурология» - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пермского регионального института педагогических информационных технологий (ПРИПИТ) Князева О.Р.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.