Программа учебной дисциплины «Культурология» (Основное содержание практических занятий, вопросы к зачету), страница 4

Современная постиндустриальная эпоха и современные экономические и социальные мифы.

Применение методов теории культуры для оценки современной историко-культурной ситуации.

Язык и символы культуры.

Культура как текст. Культурологическое понятие «текста». Типы «текста»:

- личностный,

- историко-культурный,

- локальный.

Теоретические подходы к локальному (городскому) тексту. В.В. Абашев и монография «Пермь как текст». Элементы текста в культурологи.

Элементы (символы) «пермского» текста.

«Петербургский» текст Ю.М.Лотмана. Анализ «петербургского» текста.

Элементы «петербургского» текста:

- природный,

- историко-культурный,

- мифологический

От «текста» – к «гипертексту» как к «сверхносителю информации» и «расширяющемуся» тексту. Примерная схема «гипертекста». Создание «гипертекста» с помощью информационных технологий:

- электронные учебные пособия,

- интегрированные уроки (Power Point 2003),

- справочники.

«Гипертекст» как осмысление сущности явлений, событий, предметов материального мира.  

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

1. Культурология как наука. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований и их значения для понимания современной историко-культурной картины мира. Культурология как современное интегративное знание о человеке и способах его выживания в окружающем мире.

2. Общественно-историческая школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры и динамика культуры как часть концепций представителей общественно-исторической школы. Значение учения Н.Я.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера для современного развития культуры.

3. Натуралистическая (психологическая) школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры и динамика культуры как часть концепций представителей натуралистической (психологической) школы. Значение учения З.Фрейда и К.Юнга для современного развития культуры.

4. Социологическая школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры и динамика культуры как часть концепций представителей социологической школы. Значение учения П.Сорокина, Т.Парсонса, М.Вебера для современного развития культуры.

5. Структурно-символическая школа в культурологии. Понятие «культура», генезис культуры как часть концепций структурно-символической школы. Роль понимания языка, символов и текста культуры в адаптации к окружающему миру конкретного человека.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ЗАЧЕТУ:

Проанализировать структуру гипертекста любого предмета (объекта).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. Основная литература

1.  Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М., УИЦ «Гардарики», 2000.

2.  Золкин А.А. Культурология: учебное пособие для вузов. – М, ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.

3.  Князева О.Р. Культурология: учебно-методическое пособие. – Пермь, ПРИПИТ, 2006.

4.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001.

5.  Культурология: Учебник для студентов технических вузов. – М., Высшая школа, 2001.

Б. Дополнительная литература

1.  Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь, Издательство Пермского университета, 2000.

2.  История и культурология/под ред. Шишовой Н.В.: Учебное пособие для студентов. – М, Логос, 2000.

3.  Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., «Лань», 2001.

Хрестоматия по культурологии: в 2 т. – СПб., Петрополис, 1999.

Составитель примерной программы по дисциплине «Культурология» - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пермского регионального института педагогических информационных технологий (ПРИПИТ) Князева О.Р.