Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи семьям и детям, страница 9

Также немало важной является индивидуальная работа с клиентом, которая будет рассмотрена в следующей главе.


2.3.Индивидуальная социальная работа

Индивидуальная социальная работа появилась вследствие развития психосоциальной работы. На сегодняшний день М.В. Фирсов дает следующее определение индивидуальной социальной работы: это деятельность профессиональных социальных работников, основанная на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающие индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу.[29] На основании вышесказанного следует, что индивидуальная социальная работа, или социальная индивидуальная работа со случаем является профессиональной деятельностью социальных работников по предоставлению различной помощи индивидам и семьям. Основана эта работа на личном контакте клиента и специалиста по социальной работе.

Организация индивидуальной социальной работы является регламентированной контрактом между социальным работником и клиентом. В контракте указываются определенный набор услуг, который необходим для помощи клиенту в трудной жизненной ситуации. Однако, как считает М.В. Фирсов, в организации индивидуальной работы выделяется 12 стадий.[30]

Первая стадия – это начальная стадия процесса. Заключается эта стадия в том, что формируется гипотеза относительно проблемы клиента, осуществляется оценка ситуации. Одним из главных элементов являются отношения между социальным работником и клиентом, они определяют в дальнейшем процесс взаимодействий. Поэтому проявление сочувствия и сердечности со стороны социального работника позволяет установить необходимые отношения.

Также на первой стадии социальный работник может столкнуться с отказом клиента от утверждения, что у него есть проблема. В таком случае необходимо собрать необходимые доказательства и попытаться доказать обратное, однако если клиент продолжает настаивать на отсутствии проблемы, социальный работник оставляет клиенту возможность вернуться к ней (проблеме) позднее.

Вторая стадия: обязательства и индуцирование ролей. Заключается в выражении сочувствия и внимания со стороны социального работника. Однако возможно сопротивление со стороны клиента, что может являться следствием коммуникативных барьеров. По мнению Т.В. Сверкуновой барьеры в общении - это особые психические состояния, проявляющиеся в неадекватном поведении участников общения.[31] Таким образом социальный работник должен выражать сочувствие клиенту таким образом, чтобы не столкнуться с негативной оценкой его действий клиентом, а для этого необходимо избегать неадекватного поведения.

Третья стадия: предварительный контракт. Формируется устный контракт, в котором оговариваются услуги, предоставляемые социальной службой. На этой стадии важным элементом является осознание клиента что он является человеком, у которого есть проблема и он пытается ее решить с помощью социальной службы, а социальный работник должен удостовериться в том, что проблема находится в пределах его компетенции.

Четвертая стадия: оценка. Это переходная стадия, она заканчивает начальный этап и начинает этап становления проблемы. На этой стадии информацию социальный работник может получать не только от клиента, но и от членов его семьи или его окружающих. Для выделения проблемы, для анализа необходимо собрать как можно больше информации.

По мнению Т.В. Сверкуновой основным инструментом психосоциальной работы является общение.[32] Таким образом, если социальный работник коммуникабелен, ему легче будет выбрать модель психосоциального воздействия и добиться изменения в личности и поведении клиента. И наоборот, если социальный работник не сможет преодолевать барьеры в общении помощь будет минимальной или невозможной.