Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи семьям и детям, страница 4

По мнению Е.В. Жижко[13], семья обеспечивает своим ленам чувство безопасности, возможность самоутверждения. Из данного мнения следует, что в семье каждого члена принимают и любят, несмотря на физические, психологические и иные недостатки. Поэтому для каждого человека важно иметь семью, в которой он будет чувствовать себя защищенным  как в психологическом понимании, так и в прямом смысле – дети не защищены от внешних факторов, если они не воспитываются в семье.

В современных социально-психологических исследованиях семьи вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность: интимность, кооперация и когнетивное согласие.[14] Таким образом, следует, что через межличностные отношения происходит реализация психологической функции семьи, а также что в этих отношениях отделяют три основных компонента.

Эти компоненты в различных стадиях семейных отношений играют разную роль. Так, например, в молодой семье главенствующую роль играет интимность, но нельзя говорить о том, что остальные компоненты не значимы на этой стадии отношений, просто две другие отодвигаются на второй план.

Когда в семье появляется ребенок, или если их появляется несколько, главенствующую роль занимает кооперация, так как только совместными усилиями можно вырастить здоровых детей. В этот период времени в семье наблюдаются перемены, жена остается дома с ребенком, а муж становится кормильцем на какой-то промежуток времени, пока ребенок не подрастет и жена снова преступит к работе. Третий же компонент психологического согласия начинает играть роль в последующий этап жизни семьи.

Семья является тем пристанищем, в котором каждый человек старается укрыться от бед и тревог внешнего мира, так как семья каждым человеком рассматривается как надежная опора для жизнедеятельности.

По мнению Зацепина В.И. большинство семейных конфликтов и разводов происходит из-за отсутствия нравственно-психологического и культурно-идеологического равенства в развитии вступающих в брак людей. Дело в том, что несходство характеров должно стать для семьи условием психологического развития: муж и жена должны дополнять друг друга психологически, что хорошо скажется на воспитании детей[15]. То есть конфликтных ситуаций можно и нужно избегать для дальнейшего развития семьи, как социального института, и успешного воспитания детей.

Автор считает, что супруги воспитанные в разных семьях, впитавшие в себя разные формы поведения и воспитания, относящиеся по-разному к одним и тем же общественным ценностям и идеалам, могут и должны воспитывать друг друга по мере возможности. В такой ситуации важно чтобы супруги выслушивали друг друга и понимали, старались исправиться и перевоспитываться, иначе совместное проживание станет невыносимым для обоих супругов, им будет тяжело психологически принимать точку зрения другого, что может привести к конфликтным ситуациям и разводу в дальнейшем.

Психологическая функция очень важна для любой семьи независимо от времени ее существования. Реализация этой функции дает каждому члену семьи почувствовать свою необходимость и важность, так как только в семье человека принимают со всеми недостатками и любят не зависимо от материального положения, социального статуса, физического и психического состояния. Психологическая функция важна не только для успешного сожительства, но и для успешного воспитания детей в семье, их морального становления.


1.2.3.Комуникативная функция семьи

Главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как более прочного основания семьи. Общение необходимо каждой семье, каждому ее члену не зависимо от пола и возраста, особенно необходимо общение детям и старшему поколению – дедушкам и бабушкам. Эта функция включает в себя также совместное времяпрепровождение членов семьи, взаимном культурном и духовном обогащении семьи. Иначе говоря, общение является важнейшим условием всей жизнедеятельности человека.