Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи семьям и детям, страница 12

В семейной психотерапии нужно выделить психотерапию с детьми. Психотерапия с детьми и подростками выделяется отдельно, так как имеет свои особенности в организационных моментах. По мнению Б.Д. Карвасарского на течение психических заболеваний в детском и подростковом возрасте влияет множество факторов: начиная наследственностью и заканчивая защитными факторами  самого ребенка и его окружения.[41] Таким образом,  необходимо сказать о том, что в семейной психотерапии выделяется подвид психотерапии, направленный на помощь детям.

Психологическое здоровье ребенка формируется еще в первые месяцы его жизни, поэтому  в период беременности и сразу после рождения ребенка, проводится особая психосоциальная помощь, направленная на поддержание здоровья ребенка и восстановление здоровья матери.

Для реализации поставленных целей, необходимы задачи. А.А. Александров выделяет следующие задачи:

1) помочь пациенту лучше понять свои проблемы;

2) устранить эмоциональный дискомфорт;

3) поощрять свободное  выражение  чувств;

4) обеспечить пациента новыми идеями  или информацией о том, как решать проблемы;

5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.[42]

Из данных задач следует, что для реализации целей, психотерапевту необходимо  вместе с пациентом понять проблему и разъяснить ее клиенту; убрать эмоциональный дискомфорт, который возник вместе с проблемой; поощрять выражение чувств и идей, также помочь воспринять информацию о решении своей проблемы; помочь клиенту при реализации новых способов мышления за пределами терапевтической ситуации, то есть моделировать новые, уникальные ситуации.

На основании вышесказанного следует, что психотерапия – это метод помощи клиенту в преодолении жизненных трудностей. Также, являясь направлением психосоциальной работы с семьей, она во многом схожа с психологическим консультированием, например в постановке целей оба направления выбирают помощь клиенту. Однако она имеет отличительные особенности, например, такой особенностью может являться болезнь одного из членов семьи, в связи, с чем и необходима психотерапия. Психотерапевт должен также понять и разъяснить проблему самому клиенту, также членам его семьи, помочь в решении этой проблемы, как косвенно, так и прямым воздействием.

Помимо психотерапии, существует другой вид психологической помощи, то есть психологической консультирование, которая будет рассмотрена в следующей главе.


3.2.Психологическое консультирование: понятие, цели, задачи

Одним из специальных направлений психосоциальной работы с семьей и детьми является психологическое консультирование, основа которого заключена на личной беседе клиента и психолога-консультанта.

Р.С. Немова полагает, что психологическое консультирование это особая область практической  психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.[43] Итак, мы видим, что психолог не принимает активного участия в разрешении проблемы клиента, поскольку клиент сам решает, действовать ли ему по заданному психологом плану. В большинстве случаев советы консультанта рассчитаны на самостоятельное разрешение проблемы клиентом, так как считается, что со всевозможными проблемами каждый человек способен справиться сам.

По мнению Р. Кочюнаса психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек.[44] Таким образом, психологическое консультирование представляет собой квалифицированную помощь, значит, к работе допускаются только имеющие образование люди. Также на основе этого определения можно утверждать,  что между психологом и клиентом ведется беседа «на равных», а именно нет социальной или иной дифференциации.