Материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Психология общения» (Вопросы к итоговому контролю знаний (к зачету))

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Кафедра педагогической антропологии

Материалы для самостоятельной работы студентов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

по специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа»

заочная форма обучения

г.Санкт-Петербург

2007


Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпедагогической антропологии

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой д.пед.н., профессор Гинецинский В.И.    ________________________

Разработчики – ст.преподаватель  Лик Н.В.           _________________________

ст.преподаватель Раннала Н.В.    _________________________

Рецензент-                                                                         _________________________


Требования к уровню освоения знаний

В результате изучения данной дисциплины студент должен

знать:

·  Основные научно-теоретические подходы к исследованию общения как социально-психологического явления.

·  Основные этапы процесса общения и их психологические особенности.

·  Основные понятия и категории связанные с процессами интеракции, коммуникации и перцепции.

·  Основные механизмы влияния, противостояния влиянию и технологии эффективного взаимодействия в процессе восприятия партнеров по общению, самопрезентации и обмена информацией.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Теоретические основы анализа общения как социально-психологического феномена.

Тема 1.1.Общение как предмет социально-психологического исследования.

Проблема общения в психологических исследованиях, общение как междисциплинарная проблема. Историческая ретроспектива подходов к определению общения как психологического явления и процесса. Единство общения и деятельности. Общение и коммуникация. Общение и отражение. Структура общения. Роль общения в психическом развитии человека в фило-  и  онтогенезе. Общение людей в ХХ1 веке. Синдром дискоммуникации.

Тема 1.2. Структура общения.

Критерии классификации видов общения: по содержанию, по форме контактирования, по уровню, по степени взаимосоответствия, по результатам... Виды общения в зависимости от количества участников: автокоммуникация, межличностное общение, личностно-групповое общение, межгрупповое общение. Классификация видов общения в зависимости от целей коммуникатора: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное.

Средства общения (вербальные, невербальные). Общая характеристика вербальных и невербальных средств общения.

Соотношение понятий общение и коммуникация. Речь – важнейшее коммуникативное средство общения. Информационная, эмоционально-выразительная и регулятивная функции речи. Основные виды речевой деятельности: говорение, написание текстов, слушание, чтение. Речевые явления: литературный язык, разговорный язык, территориальный и социальные диалекты, жаргоны /слэнг, арго/. Психолингвистика и психосемантика.

Использование невербальных систем в коммуникации /подход НЛП/.

Тема 1.3. Процесс и функции межличностного и делового  общения.

Общение как процесс субъект-субъектной деятельности: модель сознания субъекта коммуникации, структура субъективного опыта. Социальные, социально-психологические и всеобщие функции общения как формы человеческой деятельности (по Г.М. Андреевой, В.Н. Панферову, Б.Ф. Ломову). Определение понятия «социальная перцепция» в общей и социальной психологии. Основные направления исследования социальной перцепции. Генезис социальной перцепции.

Общение как взаимодействие собеседников друг с другом. Различные подходы к проблеме интеракций в современной психологии. Ролевое общение. Виды ролей. Ролевой «веер» личности. Методы развития ролевого репертуара личности.

Транзактный анализ общения и взаимодействия. Эго-состояния /Родитель-Ребенок-Взрослый/, влияющие на общение и взаимодействие собеседников.

Стадии общения (по Б.Ф. Ломову, В.Н. Панферову).

Модуль 2. Процесс общения как психологическая деятельность.

Тема 2.1. Перцептивная сторона  межличностного и делового общения.

Закономерности формирования первого впечатления. Влияние личностных особенностей, психического состояния и деловой привлекательности человека-объекта на первичное восприятие. Механизмы восприятия: стереотипизация, идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция. Основные виды стереотипов, проявляющиеся в общении (эффект "ореола"): ошибки превосходства, привлекательности, отношения.

Тема 2.2.Самоподача субъектов взаимодействия в процессе межличностного и делового общения.

Самоподача - стадия проявления себя для партнера. Способы включения субъекта общения в поле внимания партнера: демонстрация эмоционально-эстетической, психологической, деловой привлекательности  и  готовности  удовлетворить  социально-психологические потребности партнера. Самоподача превосходства, отношения, актуального состояния, причин

Похожие материалы

Информация о работе